а если добавить ко всему этому еще и значение тех домов, которыми рулят эти планеты, получается совсем интересно, ага))
Поиск сигнификатора профессии на примере гороскопа музыканта (Курт Кобейн)
Cодержание:
скажу честно, я не очень люблю смотреть гороскопы музыкантов, ибо это не моя тема совершенно)) в музыкантов я не влюблялась, даже в пубертатный период по ним особо не перлась (несерьезные же они люди, че), но раз уж получила такое задание (я нынче повышаю квалификацию, ага), то обреченно пошла в АДБ за поиском карты. долго листала перечень с недовольной мордой, и тут — бац! — КУРТ КОБЕЙН, АААААААА, рейп ми май френд
дальше последует непереводимый народный фольклор попытка изнасилования гороскопа Курта Кобейна с помощью некоторых античных техник, так что под кат ходить не советую))
к заявленной теме это не относится, не могу не заметить — на Асц находится гамма созвездия Волосы Вероники (по другим источникам — Береники), и вот что пишет об этом Александр Имширагич: «это созвездие подчеркивает красоту и прекрасную косу женщины . «
считается также (Агафонов), что это созвездие может быть указанием на самопожертвование ради любимого человека либо ради идеи, но нередко указывает на обаяние и актерские способности))
а самая высокая планета в карте (луна) расположена на мощной звезде Сириус, о которой я уже однажды писала здесь
что касается вопросов профессии, то здесь неподвижные звезды также задействованы: на МС находится Капелла (Рог Изобилия), которая обещает почести, защиту и изобилие, возможность продвинуться и достичь высокого статуса (ну там еще разлад родителей и некоторую покинутость ребенка — родители, действительно, развелись и Курт Кобейн сначала метался между ними, а потом и вовсе ушел «в никуда»)
1. Альмутен гороскопа — меркурий, он аспектирует точку МС (орб всего 3 градуса), поэтому рассмотрю, в первую очередь, именно его:
[сила меркурия]
* меркурий в 7м знаке от Асц, это очень сильное положение, его влияние будет проявляться очень ярко (+)
* меркурий западный (+), директный (+), вне зоны сожжения (+)
* в своем терме (+)
* меркурий в 11м знаке от Фортуны (+)
* ? свободен от вредителей (. ту сатурн рядом + марс созерцает его трином)
* меркурий принят супер-венерой, это его очень усиливает (+)
* меркурий принят юпитером, но он ретро, поэтому возвращает ему природу, думаю, во благо (+)
* сила хайза: женская планета в женском знаке (+), ночная в ночной карте и расположена по-ночному (под горизонтом) (++)
итого: меркурий очень силен и активен/дееспособен; при этом он находится в мощной связке с Венерой и юпитером
2. луна в терме меркурия, т. е. это снова аргумент в пользу мерка; МС тоже в терме мерка.
3. меркурий управляет МС и в месте прилегания луны — по Птолемею получается тоже меркурий. как я уже написала выше, меркурий в этой карте в очень тесной связке с Венерой (плюс еще ему помогает юпитер), и вот что говорит об этом Птолемей:
«Далее рассмотрим случай, когда управление деятельностью осуществляют сразу две планеты; если управителями являются Меркурий и Венера, они становятся причиной деятельности, связанной со служением музам, музыкальными инструментами, написанием музыки или стихов, ритмикой , особенно при их обмене местами. Так они порождают работников театров, актеров, торговцев рабами, создателей музыкальных инструментов, хоровых певцов, изготовителей струн, художников, танцовщиков, ткачей и отливщиков воска. И далее, если их поддерживает Сатурн, он дает тех, о ком уже шла речь выше, а также торговцев убранством для женщин. Когда «очевидцем» оказывается Юпитер, он вызывает появление судей, управляющих счетными учреждениями, должностных лиц, наставников детей, лидеров масс .»
4. согласно Реторию:
[Нажмите, чтобы прочитать]
* меркурий и венера — угловые планеты, основное внимание в карте на них, они укажут на профессию
* фортуна в знаке Венеры и в терме меркурия — и тут один к одному.
* луна идет навстречу меркурию
* меркурий медленный, в перспективе будет менять фазу — вот не уверена, можно ли это считать указанием на сигнификацию профессии? тут еще марс примерно в такой же ситуации заодно.
* меркурий и венера угловые + аспектируют друг друга, это указание на людей, работающих с механикой (барабан, гитара и пр.?)
совершенно неожиданно для меня, но в этой карте однозначно профессиональной сигнификации рулит меркурий (совместно со своими диспозиторами — венерой и юпитером). имхо, довольно редкий случай, когда сигнификатор заявляет о себе совершенно четко и однозначно))
а если добавить ко всему этому еще и значение тех домов, которыми рулят эти планеты, получается совсем интересно, ага))
и ВИШЕНКА НА ТОРТЕ:
зодиакальный афезис фортуны — в 8 лет переходит в знак меркурия (и аж до 28, т. е. до самой смерти) и наступает период максимальной профессиональной реализации! вот что по этому поводу говорит википедия: «в возрасте семи лет получил в подарок от тёти ударную установку» и дальше понеслось))
Обратите внимание, что на сайте расчет Аштакаварги осуществляется по традиции риши Парашары. Существуют незначительные отличия в той традиции, которую передал Варахамихира. По этой причине САВ рассчитанная по Варахамихире может незначительно отличаться от данной в 2-3 пунктах.
Панчанга
Самватсара — солнечно-лунный год шестидесятилетнего цикла, называется: Праматхи, что означает: Напористый. Задает общее мунданное (мировое) влияние на это время.
Накшатра (созвездие Луны): 6. Ардра (МС) (острая) . Луна в этой звезде с 19.01.2000 04:50 по 20.01.2000 02:08, прошла 90%.
Острые (также известные как: твердые, резкие или пугающие) накшатры оказывают влияние способствующее: целенаправленной волевой активности, проявлениям агрессии, ярости или насилия, военным и атакующим действиям, нанесению поражения врагам, преодолению препятствий, разрыву союза или принуждению к нему, вандализму, колдовству, заклинаниям и гипнозу, сношениям с потусторонним миром и духами, наказаниям, заключению под стражу, разрыву отношений или социальных связей, разлуке с друзьями и близкими, увольнению с работы. Данное время, увы, не способствует делам требующим умиротворенного состояния, не рекомендуется предпринимать поездки, крупные покупки и другие важные повседневные начинания. Осмотрительность и бдительность помогут избежать многих неприятностей.
Восход Солнца в этот день: 6ч 7м, заход Солнца: 18ч 14м (время местное, поясное), продолжительность дня: 12ч 7м, продолжительность ночи: 11ч 53м. Продолжительность дневной хоры: 1ч 1м. Продолжительность ночной хоры: 0ч 59м
Вара (день недели): Среда, (Буддха вара) , (день начинается с восходом Солнца). Пройдено от дня: 75%. Убедитесь, что хозяин дня недели (Меркурий) силен в раси-чакре.
Буддха вара — день Меркурия (среда). Если Меркурий не находится под влиянием пагубных планет, — день будет благоприятным, подвижным, можно многое успеть и узнать (при обратном — наоборот, рассеянность, суета и непродуманные действия, приводящие к потерям). Хозяин дня способствует всем интеллектуальным и творческим занятиям: музыке, графике, поэзии, литературе, языкознанию, математике, астрологии, изучению обычных и тайных наук. Большинство повседневных работ, связанных с водой и землей, в том числе садовые мероприятия, можно начать выполнять в этот день. Свадьбы, наем работников, завязывание знакомства или дружбы, контакты, договора и союзы, поездки, въезд в новый дом или переезд, духовные практики, общее лечение, похороны (чтобы душа быстрее обрела умиротворение), торговлю и многое другое можно осуществить или начать в данное время. НЕ будут иметь успеха гневные или волевые дела, обманы, воровство, военные действия, закваска, судебные иски, приговоры, спрос с должников и подобные дела, опирающиеся на силу.
Текущая хора (час): 18, правитель хоры: Юпитер, прошло от хоры: 82%. Хозяин хоры — враг хозяина дня.
Титхи (лунный день): 14. Шукла-Чатурдаши, тип: Рикта (Пустые руки) . Луна проходит этот титхи с 19.01.2000 11:30 по 20.01.2000 08:03, прошла 61%.
Кали управляет четырнадцатым лунным днем и способствует разрушениям, обращению к элементалам (силам природы, стихиям) и духам.
Йога (комбинация Солнца и Луны): 27. Вайдхрутхи (слабая поддержка) . Луна образует йогу с 19.01.2000 12:59 по 20.01.2000 08:54, прошла 55%.
Карана (половина лунного дня) 6. Ваниджа (МС) . Луна проходит эту карану с 19.01.2000 21:46 по 20.01.2000 08:03, прошла 22%.
1) Показатели панчанги расположены в порядке убывания их значимости. Накшатра и день недели имеют приоритетное влияние на время и человека.
2) Если хозяин дня недели силен в гороскопе, то и влияние этого фактора панчанги приобретет дополнительный благоприятный характер. И наоборот.
3) Хорошо когда три и более из ветвей панчанги имеют благоприятное влияние. Это легко понять обратив внимание на цвет сопровождающий показатель панчанги. Зеленый цвет и его оттенки — благоприятен для различных мирных дел. Желтый цвет говорит о необходимости быть осмотрительным, а красный (и его оттенки) — указывает на проблемные влияния. Другие цвета могут быть возле показателя ‘накшатра’ и они требуют отдельного изучения, хотя, как правило, указывают на благоприятные возможности.
4) Показатели панчанги второстепенны по отношению к гороскопу и его воздействию.
5) В теме прашны (хорарной астрологии) благоприятно, когда правитель хоры (часа) совпадает с правителем дня, и, когда правитель хоры друг правителя дня. Это шанс на положительный ответ на заданный вопрос. Также считается, что правитель хоры и его положение в гороскопе, плюс управляемые им дома, характеризует вопрос клиента (что его привело к астрологу), а также его ближайшие перспективы. Таким образом, правитель хоры рассматривается наряду с правителем лагны (асцендента).
Ближайшие полнолуния и новолуния:
Полнолуние 1: 22.12.1999 17:31. Положение Луны: 6° 33′ 28″ Близнецов.
Новолуние 1: 6.01.2000 18:13. Положение Луны: 21° 52′ 42″ Стрельца.
Полнолуние 2: 21.01.2000 04:40. Положение Луны: 6° 34′ 36″ Рака. Лунное затмение!
Новолуние 2: 5.02.2000 13:03. Положение Луны: 22° 10′ 45″ Козерога.
Полнолуние 3: 19.02.2000 16:26. Положение Луны: 6° 28′ 9″ Льва.
Новолуние 3: 6.03.2000 05:18. Положение Луны: 22° 5′ 57″ Водолея.
Луна в сидерическом знаке:
Луна в знаке Близнецов c 18.01.2000 18:11 по 20.01.2000 18:06, прошла: 62% от знака.
Луна в знаке Рака c 20.01.2000 18:07 по 22.01.2000 18:52
Льва c 22.01.2000 18:53 по 24.01.2000 22:11
Солнце в сидерическом знаке:
Солнце в знаке Козерога c 14.01.2000 17:32 по 13.02.2000 06:26, прошло: 18% от знака.
Водолея c 13.02.2000 06:27 по 14.03.2000 03:17
Развороты карты
Махадаша | Нач. периода | Оконч. периода | До возраста | Связь с домами |
Раху (МС) (ДБ) | 9.11.1983 21:49 | 9.11.2001 12:34 | 1 год 9 месяцев 20 дней | 10 |
Юпитер (МС) (ДБ) | 9.11.2001 12:34 | 9.11.2017 15:00 | 17 лет 9 месяцев 20 дней | 3, 6, 7 |
Сатурн (МС) (ДБ) | 9.11.2017 15:00 | 9.11.2036 11:55 | 36 лет 9 месяцев 20 дней | 4, 5, 7 |
Меркурий (МС) (ДБ) | 9.11.2036 11:55 | 9.11.2053 20:30 | 53 года 9 месяцев 20 дней | 12, 9, 4 |
Кету (МС) (ДБ) | 9.11.2053 20:30 | 9.11.2060 15:35 | 60 лет 9 месяцев 20 дней | 4 |
Венера (МС) (ДБ) | 9.11.2060 15:35 | 9.11.2080 18:38 | 80 лет 9 месяцев 20 дней | 1, 8, 3 |
Солнце (МС) (ДБ) | 9.11.2080 18:38 | 10.11.2086 07:33 | 86 лет 9 месяцев 20 дней | 11, 4 |
Луна (МС) (ДБ) | 10.11.2086 07:33 | 9.11.2096 21:05 | 96 лет 9 месяцев 20 дней | 10, 9 |
Марс (МС) (ДБ) | 9.11.2096 21:05 | 11.11.2103 16:09 | 103 года 9 месяцев 20 дней | 2, 7, 5 |
Кликнув на дату начала периода можно посмотреть список подпериодов планеты.
Чтобы планетный период дал преимущественно хорошие результаты, планета должна быть функционально положительной, находиться в обители или экзальтации (не быть в изгнании, дебилитации и не быть сожженной), а также желательно (но не обязательно) быть естественным благодетелем (положительной по своей природе). Смотрите таблицы выше.
Расчет периодов производится от Луны для продолжительности сидерического года в 365,256365 дней. Метод чувствителен к неточностям при расчете положения Луны даже в несколько секунд дуги, поэтому, возможна погрешность в несколько дней (это касается и сайта и стационарных программ).
Если вы видите противоречия в указаниях периодов и подпериодов (равно как и других факторов гороскопа), то может быть и то и другое. Если противоречия взаимоисключающие, — то проявит себя то, что вы встречаете на несколько раз чаще. Тучи сгущаются, когда вы видите негативное влияние и по положению планеты и по ее периодам, но даже в этом случае, негативное влияние должно встречаться хотя бы на 3 раза чаще, противоположного по смыслу.
Аштакаварга
Примечание! Аштакаварга показывает благоприятные влияния от взаиморасположения планет (от всех планет в карте рождения для исследуемой) в том или ином знаке Зодиака.
Бхинна-аштакаварга (БАВ) — считается для одной определенной планеты или Лагны.
Самудайя-аштакаварга (САВ) — суммарное влияние на знак и дом, из всех источников (БАВ 7 планет). Существуют разногласия, — включать в САВ также БАВ Лагны или нет. Чаще всего в САВ не учитывают БАВ Лагны и тогда речь идет о САВ из 337 рекха (благотворных баллов). Но, есть сторонники включения БАВ Лагны в общую сумму и тогда говорят о САВ из 386 рекха. Также есть путаница между северными и южными школами джйотиша, как называть положительные баллы от планет в аштакаварге. Одни называют их рекха, а другие бинду. А отрицательные баллы, — соответственно наоборот. На этом сайте названия рекха и бинду относятся только к положительным баллам! Отрицательные баллы обычно не изучаются, только недостаток положительных.
Вот аргументация тех, кто учитывает БАВ лагны в общей сумме САВ (по книге «Аштакаварга» М. С. Мехта)
1) Парашара дал Аштакаваргу Лагна также, чтобы сделать ее аштак (восемь). Он выделил всего 49 бинду для этого.
2) Лагна аштака является существенным фактором для того, чтобы вычислить продолжительность жизни.
3) В то время как лагна фиксирована, его управитель дает эффекты в транзите. (Также, ежедневно лагна обходит весь Зодиак за 24 часа. Балл лагны рождения, таким образом, показывает те знаки Зодиака, которые будут лучше или хуже с позиции мухурты, — подбора наилучшего времени для начинаний).
Большинство астрологов имеет мнение, что должны использоваться только 337 бинду, вот их аргументы.
1) В бхиннаштаке различных планет были уже учтены благоприятные места от лагна. Бесполезно добавлять это дважды.
2) Лагна – фиксированное понятие и не имеет никакого транзита. (Спорное утверждение, см. довод о мухурте выше.)
3) Если лагна аштак добавить, Сумма Сарваштакаварги, становится 386, которые разделенные на 12 дают нам результат 32, но все источники по аштакаварге использует 28 бинду как среднюю силу для Знака.
Обратите внимание, что на сайте расчет Аштакаварги осуществляется по традиции риши Парашары. Существуют незначительные отличия в той традиции, которую передал Варахамихира. По этой причине САВ рассчитанная по Варахамихире может незначительно отличаться от данной в 2-3 пунктах.
По аштакаварге рассчитывается АюАштакаварга, т. е. средняя продолжительность жизни, которую может обещать аштакаварга, однако её нельзя путать с реальной продолжительностью человеческой жизни, которая может быть как больше, так и меньше обещанной, в зависимости от большого числа других факторов гороскопа.
20 февраля 1967 года родился один из самых эпатажных рок-музыкантов XX века, фронтмен культовой группы Nirvana Курт Кобейн. Он смог всего за несколько лет вписать своё имя в мировую историю музыки и даже моды, развив направление альтернативного рока и «антигламурный» стиль одежды, названные «гранж».
Курт Кобейн. Особые приметы
20 февраля 1967 года родился один из самых эпатажных рок-музыкантов XX века, фронтмен культовой группы Nirvana Курт Кобейн. Он смог всего за несколько лет вписать своё имя в мировую историю музыки и даже моды, развив направление альтернативного рока и «антигламурный» стиль одежды, названные «гранж».
Миллионы фанатов считали его кумиром, а СМИ провозгласили Курта голосом целого поколения. Погибший в 27-летнем возрасте певец до сих пор продолжает вызывать интерес к своей персоне, даже спустя более чем 20 лет после своей гибели. Каким в действительности был Кобейн, сегодня можно судить не только по его творчеству, но и по образу жизни, а также по многочисленным дневниковым записям. Парадоксально, но рок-герой, который собирал полные стадионы зрителей, всю жизнь был мизантропом и предпочитал шумным компаниям уединение.
— Так я и думал, — ответил он. — Я скажу, чтобы она сдала ее обратно.
«У них было много общих причуд»
К 25-летию со дня смерти Курта Кобейна в издательстве «Бомбора» выходит подарочное издание «Курт Кобейн. Serving the Servant. Воспоминания менеджера Nirvana», в котором давний друг Кобейна Дэнни Голдберг раскрывает новые факты о фронтмене группы Nirvana. Идейный вдохновитель целого поколения прошел через расстройства, конфликты с обществом и экстремально опасные ситуации, прежде чем стал иконой гранжа. «Лента. ру» с разрешения издателей публикует главу, посвященную началу романа Курта Кобейна и Кортни Лав.
Поклонников Hole, в том числе и некоторых рок-журналистов, покорила необузданная рóковая мощь Кортни в ту пору, когда на панк-сцене было очень мало женщин-музыкантов, а она к тому же была единственной, кому хватило жгучих амбиций и таланта, чтобы выйти за пределы панк-рока, — точно так же, как это удалось Nirvana. Кортни было тогда двадцать семь, она была на три года старше Курта, и с ее мощью нельзя было не считаться.
Вскоре после выхода Nevermind мне позвонила Пег Йоркин, управляющая Feminist Majority Foundation, которая заседала в том же отделении ACLU по Южной Калифорнии, председателем которого был я. Она готовила благотворительный концерт «Rock for Choice» с группами L7 и Sister Double Happiness и хотела, чтобы хедлайнером выступила Nirvana, гарантировав аншлаг. Силва сказал мне, что группа согласна. Они поддерживали идеи феминизма, а Дейв Грол тогда встречался с Дженнифер Финч из L7, так что уговаривать их не пришлось. Вскоре после того, как Nirvana подтвердила участие, Йоркин добавила в список выступающих Hole, и Розмари сказала мне, что Кортни (по-моему, именно тогда я впервые услышал ее имя) хочет гарантий, что им дадут достаточно много времени, — довольно-таки самонадеянное требование для разогревающей группы.
Гитарист Hole Эрик Эрландсон был бойфрендом Кортни, когда группа только собралась.
— Мы с Кортни побывали на концерте Nirvana на Лонг-Бич после выхода Bleach, и они нам не особо понравились. Мне музыка показалась похожей на The Melvins, а этот жанр меня не интересовал.
Однако в мае 1991 года, когда Nirvana репетировала песни, которые были записаны на Nevermind, Эрик и Кортни попали на их концерт в лос-анджелесском клубе «Джабберджо», и их осенило.
— Именно тем вечером все поняли, что Курт добавил в звучание группы элементы Pixies и поп-музыки, и время было выбрано идеально, — вспоминает Эрик. — Вокруг Курта уже тогда была аура таинственности. Он был симпатичным, при этом эксцентричным и принимал наркотики, но в нем было что-то такое, что притягивало всех.
Через несколько месяцев, по воспоминаниям Эрика, «появились первые кассеты с Nevermind, и, пока Hole была на гастролях, мы переслушивали их в машине снова и снова». Вскоре после концерта в «Джабберджо» Эрик и Кортни прекратили романтические отношения, оставшись друзьями и товарищами по группе, и Кортни стала встречаться с Билли Корганом из Smashing Pumpkins.
12 октября, через три недели после выхода Nevermind, Nirvana выступала в «Метро», чикагском клубе примерно на пятьсот человек. То был один из концертов «на понижение», билеты на который быстро разлетелись. Для группы наступило волнительное время. Они знали, что Nevermind превосходит все их ожидания, но пока не были этим ни ошеломлены, ни измотаны. Даже пару десятилетий спустя чикагские рок-журналисты описывали этот концерт как один из лучших, что им доводилось видеть. Сет закончился ритуальным разбиванием инструментов — именно тогда я впервые увидел это вживую. И гитара Курта, и барабаны Дейва превратились в мусор.
Гримерка Nirvana после концерта заполнилась музыкантами и друзьями из группы с местной панксцены. Кортни тут же представилась мне. Она была с Лори Барберо из Babes in Toyland, группы, в которой Кортни недолго играла, прежде чем собрать Hole. Она сумела добраться до Чикаго в том числе потому, что Каз Уцуномия хотел установить и с ней профессиональные отношения. У нее не было денег ни на самолет из Лос-Анджелеса до Чикаго, ни на гостиницу, так что Кортни попросила помочь менеджера Jane’s Addiction Тома Атенсио, который в ту пору тоже обхаживал Hole, и тот позвонил издателю. Каз помнит, как Том сказал ему, что «ей очень важно будет посмотреть концерт Nirvana и услышать примеры отличных композиций в стиле панк». Объяснение вышло довольно надуманным, но Каз симпатизировал Кортни и достал для нее 1000 долларов. (А потом Кортни уговорила Розмари одолжить ей для поездки еще 1000 долларов.)
Меня очаровали остроумие и теплота Кортни. «Вы будете моим другом?» — спросила она, и я кивнул, точно зная, что она имеет в виду. У нее была черта, свойственная многим звездам: она умела заставить каждого, кого хотела завоевать, почувствовать, что он становится интереснее и круче, когда она уделяет ему внимание. Мы не только были косвенно связаны через Розмари: она еще и знала, что меня нисколько не беспокоят слухи о ее вражде с группами на инди-сцене Северо-Запада. Эти люди не слишком-то хорошо относились и ко мне, учитывая роль, которую я сыграл в переходе Nirvana в мир корпоративной музыки. В новом космосе, который стремительно формировался вокруг группы, мы вскоре стали союзниками.
Кортни сказала, что Лори влюблена в Дейва Грола, а она просто приехала для моральной поддержки, но уже тогда я понял, что она просто врет. Впрочем, другого я не знал: на самом деле она приехала в Чикаго, чтобы увидеться с Корганом, но, придя к нему домой, обнаружила его с другой женщиной.
Кортни признается:
— Билли вышвырнул меня, и концерт Nirvana в тот же день оказался счастливым совпадением. Мне нравился Курт, так что я решила рискнуть. Все казалось таким естественным и органичным. Мы уже пару лет флиртовали на расстоянии.
Сразу после знакомства со мной Кортни отправилась в дальнюю часть гримерки, где сидел Курт. Хотя она была на несколько дюймов выше, вскоре Кортни уже оказалась на коленях у Курта. Они оба улыбались, словно та кошка из поговорки, съевшая канарейку. Именно той ночью Курт и Кортни впервые спали вместе. На благотворительный концерт Rock for Choice через две недели Курт и Кортни поехали уже как пара, и их отношения продлились всю оставшуюся жизнь Курта.
Кортни очень легко могла и обидеться, и обидеть, но мне нравились ее чувство юмора и ум. Другие люди из окружения Nirvana, похоже, считали, что их отношения не продлятся дольше, чем типичная преходящая рок-н-ролльная интрижка, но мне быстро стало ясно, что Курт крепко влюблен в Кортни, и это чувство взаимно.
Терстон тоже очень быстро понял, что у них все серьезно:
— Помню, был какой-то концерт, где я сидел рядом с Кортни сбоку сцены, и Курт показал на нас и сказал что-то о Кортни, и потом я понял: «О, да эти ребята влюблены. Это в самом деле происходит». Все было очень мило.
Курт и Кортни общались друг с другом на различных уровнях, которые почти никто вокруг не понимал, и у них было много общих причуд. Хотя Курт обладал уникальным талантом и добился намного большего успеха, Кортни лучше ориентировалась в жизни и имела более широкий взгляд на культуру. Она была отличным поэтом и притягательной исполнительницей, а в умении общаться с прессой не уступала Курту.
А еще она была невероятно амбициозной. Она вспоминает:
— Курту нравилось это во мне. Я собиралась свалить Мадонну. Он тоже был амбициозен, но очень тщательно это скрывал.
Поскольку их обоих в юном возрасте бросили родители, им пришлось учиться быть взрослыми уже после того, как они добились определенного успеха в музыкальном бизнесе. Они вместе создали свой мир, и любой, кто хотел общаться с Nirvana, вынужден был с этим мириться; правда, смирились не все. Некоторые старые знакомые Курта оказались настоящими собственниками, им было трудно осознать, насколько же быстро меняется его жизнь.
Мужчины из его окружения чувствовали угрозу со стороны сильной, откровенной женщины, да и Riot Grrrls из Олимпии сильно недолюбливали Кортни. Кроме понятных трений из-за ее амбиций (сообщество Олимпии презирало коммерцию), Кортни еще и была не слишком рада тому, что Кэтлин Ханна и Тоби Вейл познакомились с Куртом раньше ее и продолжали с ним общаться. Жесткие территориальные инстинкты Кортни приводили в ярость многих его старых друзей. Я никогда не обращал на это особого внимания. Единственное мнение, которое мне было важно, — мнение самого Курта.
Он очень оскорблялся, когда кто-то не одобрял его новых отношений. Он проявил свою сентиментальную сторону, радуясь романтике, которой не было в его собственной семье. Однажды Курт с болью посмотрел на меня и со всей серьезностью спросил: «Разве любой мужчина не будет расстроен, когда к его любимой женщине относятся неуважительно?»
Прошлый месяц стал для Nirvana интенсивной гонкой на американских горках, и они были дезориентированы, вернувшись в Сиэтл «рок-звездами». Всегда стремившийся к разрушению рок-клише, Курт попросил нескольких друзей потанцевать на сцене в качестве панковской пародии на танцоров гоу-гоу, и договорился, чтобы перед Nirvana выступали Bikini Kill и Mudhoney.
Именно на этом концерте я впервые познакомился с матерью Курта, Венди, которая приехала из Абердина. Курт часто рассказывал, насколько его убил развод родителей, когда ему было девять. Он почти десять лет не общался с отцом, и, хотя в некоторые периоды детства чувствовал себя брошенным и матерью, рассказывал, что очень благодарен ей за то, что в детстве она всегда хвалила его рисунки, и никогда не разрывал с ней отношений. Венди была светловолосой, красивой, милой, и в тот период жизни относилась к Курту с почтением. Крист познакомил меня с несколькими своими родственниками, в том числе матерью Марией.
— Она сделала себе прическу! — вспоминал он. — Все были очень счастливы и гордились нами. Некоторые знакомые даже пытались одолжить у моей родни денег!
Концерт устроили в театре «Парамаунт», вмещавшем 2800 человек, — на самой большой площадке, где когда либо в этом городе выступала Nirvana. Мы с Силвой пришли в театр после саундчека; Курта, Криста и Дейва не оказалось в их гримерке. Поднимаясь по театральной лестнице в поисках ребят, мы встретили Марка Арма из Mudhoney. Силва спросил его: «Вы видели мою группу?», на что Арм с презрением ответил: «Они не твоя группа». Я подумал про себя: «Ну, они и не твоя группа, опять же». Этот вечер был эмоциональным моментом для сиэтлской рок-сцены, а концерт стал триумфальным возвращением домой, но на тот момент идея, что Курт Кобейн принадлежит какому либо одному городу или субкультуре, была смехотворной.
Роберт Смит вспоминает:
— Курт был одет в пижаму и спал в углу комнаты за кулисами. Мне в тот момент стало его жалко.
Я же помню сцену иначе. Курт часто носил пижаму, и я помню, что ему было немного неловко общаться с семьей и старыми знакомыми, но в то же время это его забавляло. Может быть, Смит увидел что-то, что не заметил я. Как вам уже наверняка очевидно, я был предрасположен видеть все, что относится к Nirvana, через розовые очки, но на пленке отлично видно, каким великолепным стал концерт — это одно из моих любимых документальных свидетельств о группе того времени.
Впрочем, я отлично понимал, что любой артист, очень быстро добившийся огромного успеха, чувствует себя дезориентированным. Отчасти Курт был рад, что сумел достичь великой цели, и трое музыкантов остались такими же друзьями, даже став успешными. В то же время Курт не скрывал от меня и того, что его немного пугает внезапное превращение в публичную фигуру. У меня был определенный опыт помощи артистам на первых этапах славы, но ни с чем подобным взлету Nirvana дела иметь не приходилось. Я часто чувствовал себя беспомощным, видя страдальческие гримасы, ни с того ни с сего появлявшиеся на его лице. Похоже, Курт начинал понимать, что успех, ради которого он так усердно работал, не сотрет тех эмоциональных травм, с которыми ему приходилось жить с детства. Я вспоминал скорбную песню Пегги Ли Is That All There Is?
Во время коротких европейских гастролей Кортни занималась своей рекламой, и я пошел с ней на передачу BBC, где она исполнила акустическую версию песни, которую я еще не слышал; она называлась Doll Parts, и я был заворожен. Я понял, что мне снова повезло работать с артистом, который талантливее, чем я считал изначально.
На личном уровне Кортни, как и Курт, была человеком противоречивым; ее характер колебался между маленькой девочкой и уставшей от жизни взрослой женщиной. Она была невероятно циничной, но при этом с проблесками того же идеализма, который часто оживлял Курта. Когда она была в настроении, она делала ярче любую комнату, но вот в дурном расположении духа общение с ней было не слишком-то приятным. Появление Кортни в жизни Курта совпало со взрывным успехом Nirvana. Любая женщина в ее положении оказалась бы под лупой публичного внимания, и ей пришлось бы что-то менять, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым этой внезапной известностью. В группу людей, у которых были свои проблемы с неожиданно ярко загоревшимся светом софитов, Кортни добавила свой взрывной характер, артистические стремления и талант, новую группу друзей (многих — из рок-прессы) и новых врагов (многих — из мира панка). Она больше интересовалась музыкальным бизнесом, чем Курт, и ставила вопросы, которые он сам задавал с большой неохотой (в частности, связанные с денежными компенсациями). Курту очень нравилась откровенность Кортни. Она часто вслух озвучивала то, что он думал про себя, и от этого он кайфовал.
Но не все были так же очарованы. Розмари вспоминает: «Кортни часто звонила и начинала разговор с фразы «Курт здесь», после чего следовала какая-то новая идея или требование». Ей больше нравилось тратить деньги, чем Курту, и она настаивала, чтобы группа начала останавливаться в гостиницах получше, соизмеримых с ее новым коммерческим статусом. («Мне нравились Four Seasons больше, чем Omnis», — недавно прислала она мне SMS, до сих пор негодуя, что кто-то вообще считал это проблемой.)
Практически сразу появились люди, которые стали называть ее «Йоко». Для некоторых людей в окружении группы, да и в широком мире рока это было оскорблением, я же считал это комплиментом. Я поклонник Йоко Оно и считаю, что немалая часть политических и философских элементов сольной карьеры Джона Леннона — это ее положительное влияние. Курт и Кортни соглашались. «Они всегда называли себя Джоном и Йоко», — вспоминает Эверетт Тру.
Некоторые журналисты из рок-прессы намекали, что Кортни манипулирует Куртом, но я всегда считал, что подобные утверждения абсурдны. Курт был человеком с едва ли не самой сильной волей из всех, кого я встречал. Он в самом деле мог разъяриться, если кто-то проявлял неуважение к Кортни. На европейских гастролях он настоял, чтобы группу TAD, в которой играл его старый товарищ по лейблу Sub Pop Тэд Дойл, убрали с разогрева Nirvana, когда узнал, что Тэд назвал Кортни «сучкой» в интервью. Некоторые люди из сиэтлского сообщества были весьма раздражены, но Курт и не собирался извиняться — в конце концов, он не единственный мужчина, который бы так отреагировал, если бы публично оскорбили его любимую женщину.
Так или иначе, Курт мог спокойно сказать Кортни «нет», если на это была причина. Однажды он позвонил мне и сказал, что Кортни купила Lexus, такую же машину, на которой тогда ездил я.
— Это машина, которая мне нужна? — спросил он с большим напряжением в голосе. Я сказал ему, что если вопрос в том, может ли он себе ее позволить, то ответ — да, но вот если он хочет знать, нужно ли ему ездить на машинах определенной модели, раз уж он выпустил хитовый альбом, то ответ — нет.
— Так я и думал, — ответил он. — Я скажу, чтобы она сдала ее обратно.
Когда Курт влюбился в Кортни, он быстро сдружился и с Эриком Эрландсоном.
— Отношения были очень странными, потому что я превратился в их своего рода опекуна и друга. У нас вышла очень странная троица, я до сих пор не могу уложить это у себя в голове, — смеясь, рассказывал Эрик, когда мы разговаривали двадцать пять лет спустя.
Курт и Кортни снимали квартиру на Сполдинг-авеню в Голливуде. Ассистент Силвы Питер Раух помог им с переездом. Кортни нашла красивую кровать из кованого железа в магазине неподалеку, но владелец отказался брать чек у людей, которые, по его мнению, выглядели так, словно живут на улице. Раух так и не смог убедить владельца, что на самом деле они рок-звезды, но все-таки уговорил его не продавать кровать никому в ближайшие двадцать четыре часа; за это время бизнес-менеджер Nirvana Ли Джонсон сумел раздобыть сертифицированный чек, и кровать доставили на следующий день.
Владелец квартиры часто жаловался на громкую музыку, и вскоре стало ясно, что им придется найти другое место, как только позволит рабочий график Nirvana.
Эрландсон вспоминает о визитах к Курту:
— Он всегда над чем-то работал. Он не ходил на вечеринки. Он был домоседом, который постоянно над чем-то работал. Он всегда был креативным. Я слышал, как он снова и снова играет что-то на гитаре в чулане, это выглядело как бесконечная бессмыслица, но потом он находил что-то интересное и работал над этим с усердием The Beatles — снова, и снова, до тех пор, пока не доводил это до идеала. Мы с Кортни примерно так же поступали с музыкой Hole, но сосредоточение Курта было невероятно интенсивным, и у него был талант, который позволял ему работать даже после той точки, где большинство людей останавливаются.
Двое двоюродных дедушек Курта покончили с собой: в 1979 г. Барл Кобейн свел счеты с жизнью, выстрелив себе в живот, а в 1984 г. пустил пулю в голову его брат Кеннет. Да и прежде в роду Кобейнов случались самоубийства. Сам Курт жил в океане хронической депрессии, на поверхность которого выныривал лишь на короткое время.
Генетические причины самоубийства Курта Кобейна.
Двое двоюродных дедушек Курта покончили с собой: в 1979 г. Барл Кобейн свел счеты с жизнью, выстрелив себе в живот, а в 1984 г. пустил пулю в голову его брат Кеннет. Да и прежде в роду Кобейнов случались самоубийства. Сам Курт жил в океане хронической депрессии, на поверхность которого выныривал лишь на короткое время.
«1 апреля 1994 г. Курт Кобейн покинул центр реабилитации наркоманов в Марина-дель-Рей в Калифорнии и исчез. Как вы, наверное, знаете, он был найден мертвым через семь дней после этого…
…3 апреля 1994 г. меня наняла Кортни Лав, которая в то время находилась в Лос-Анджелесе, для того, чтобы найти своего мужа, Курта Кобейна. Мисс Лав осталась в Калифорнии, а я вылетел в Сиэтл, чтобы отыскать мистера Кобейна вместе с его лучшим другом Диланом Карлсоном. Мы с Карлсоном побывали в доме Кобейна за день до того, когда тело Курта было обнаружено в комнате над гаражом.
Полиция сразу же заключила, что это было самоубийство. Я же не был так уверен. И Розмари Кэрролл, адвокат Кортни Лав, которая была близким другом как Кортни, так и Курта, тоже. Мы оба знали, что здесь произошло что-то ужасное…»
Так начинается книга «Таинственная смерть Курта Кобейна: суицид или убийство?», написанная частным детективом Томом Грантом. Как часто бывает в триллерах, у нанятого Кортни Лав детектива возникли подозрения, что именно она и была истинной виновницей гибели знаменитого солиста группы «Нирвана».
На протяжении последующих 23 лет Грант вел (и ведет до сих пор) свое собственное расследование, стремясь доказать – Курт не покончил жизнь самоубийством, его смерть стала результатом заговора, главную роль в котором сыграла его жена.
Детектив сумел реконструировать последние дни жизни Кобейна после его побега из реабилитационного центра. Выяснил, что музыкант отправился в аэропорт, купил билет и улетел в родной Сиэтл. В самолете его соседом оказался басист группы Guns N’Roses Дафф Маккаган, тоже уроженец Сиэтла. История Маккагана заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробно, но это в другой раз — сейчас же достаточно сказать, что за год до их встречи в самолете Маккаган тоже проходил курс лечения от наркотической зависимости. Возможно, поэтому они сразу же нашли общую тему для беседы и дружески проболтали весь полет, несмотря на то, что Кобейн недолюбливал лидера Guns N’Roses Эксла Роуза. Маккаган позже вспоминал, что поведение Кобейна показалось ему неестественным, хотя он и не мог понять, в чем дело.
Утром 2 апреля Курт приехал из аэропорта в свой дом в Сиэтле и обнаружил в собственной спальне приятеля Кортни, Майкла Девитта, присматривавшего за особняком в отсутствие хозяев. Присматривал он не в одиночестве: компанию Девитту составляла девушка по вызову. Курт выгнал обоих взашей, парочка добралась до ближайшего бара, откуда Девитт позвонил в Лос-Анджелес Кортни и сообщил, что ее муж вернулся домой.
Тем не менее, на следующий день Кортни наняла Тома Гранта чтобы тот «нашел Курта». Кроме того, она заявила, что кто-то украл его кредитную карточку, поэтому обратилась в банк и заблокировала все карты мужа. Позже она призналась Гранту, что история про украденную карточку была выдумана ей специально, чтобы Курт не смог даже «вызвать такси».
Грант отправился в Сиэтл, где вместе с Диланом Карлсоном принялся прочесывать все излюбленные места Кобейна и трясти дилеров, поставлявших музыканту наркотики. В это время Кортни позвонила в полицию Сиэтла, назвалась его матерью и заявила об исчезновении «сына». Грант узнал об этом далеко не сразу.
В ночь с 6 на 7 апреля Грант и Карлсон осмотрели особняк Кобейна – без особого, впрочем, результата. Если не считать таковым реплику Карлсона, показавшуюся Гранту странной:
«Я никогда раньше не видел дом таким чистым, — высказался Дилан, пока мы переходили из комнаты в комнату. — Обычно повсюду одежда и барахло. Здесь всегда беспорядок!» — добавил он с удивлением».
Кортни специально просила Гранта отыскать дробовик «Ремингтон», который за неделю до этого приобрел по просьбе музыканта все тот же Дилан Карлсон. Грант и Карлсон обшарили все комнаты в доме (смотрели даже между матрацем и пружинной сеткой кровати). Обнаружили пачку рогипнола (флунитразепама) – сильнодействующего седативного средства, известного, как «наркотик изнасилования». Нашим зрителям рогипнол хорошо известен по фильму «Мальчишник в Вегасе», а Курту Кобейну он был известен еще лучше – в начале марта во время европейского турне в Риме, он выпил 50 таблеток рогипнола, запив их шампанским. Когда его обнаружила Кортни, он был уже без сознания – к счастью, итальянским медикам удалось откачать музыканта. Позже Курт объяснял «римский инцидент» тем, что он был тяжело болен (у него действительно был тяжелый ларингит и бронхит) и хотел облегчить свое состояние, но не рассчитал дозу.
Дробовик Грант и Карлсон так и не нашли, и, как пишет детектив в своей книге, «при таких обстоятельствах мы не должны были исключать возможность, что Курт может прийти домой в любое время. Увидев странную машину на своей подъездной дорожке, он мог бы войти в свой дом с этим дробовиком. Не зная, кто я, или что со мной был Дилан, если бы он сначала увидел меня, он мог бы выстрелить. Как однажды написал Шекспир, без осторожности нет доблести».
Грант и Карлсон вышли через заднюю дверь кухни и вернулись к своей машине, не догадываясь, что прошли всего в нескольких метрах от тела Кобейна, лежавшего «в черной, как смоль, комнате над гаражом».
7 апреля Кортни Лав из Лос-Анджелеса заказала в фирме, занимающейся монтажом систем сигнализации, установку охранной системы в особняке в Сиэтле. 8 апреля в 8.30 утра электрик Гэри Смит приехал по указанному адресу и несколько раз позвонил в дверь, но ему никто не открыл (Кортни не сообщила при заказе, что находится в Калифорнии). Смит уже собрался было сообщать в фирму об отмене заказа, как вдруг заметил, что двери гаража открыты, а внутри стоит автомобиль Volvo. Решив, что хозяева, возможно, просто не услышали его звонка, Смит вошел в гараж.
В гараже, однако, никого не было, и электрик поднялся по лестнице на второй этаж, где располагалась оранжерея. Через стеклянную дверь Смит увидел лежащего на полу оранжереи мужчину с длинными светлыми волосами.
«Я вошел в дом и увидел что-то на полу, я подумал, что это манекен, – рассказывал позже Смит журналистам. – Я пригляделся, и – о Боже, это был человек. Я увидел его ухо, и кровь, и оружие, лежащее на груди».
В 8.45 Смит позвонил в полицию и на местную радиостанцию. Стражи порядка все-таки сумели опередить журналистов. Они вскрыли оранжерею и убедились, что лежащий на полу человек – не кто иной, как «пропавший» Курт Кобейн. Музыкант, по версии полиции, застрелился из «Ремингтона Модель 11» 20-го калибра, которую приобрел по его просьбе лучший друг Курта Дилан Карлсон. Это произошло после того, как в конце марта 1994 г. Кортни вызвала полицейских, заявив, что ее муж хочет совершить самоубийство: Курт, действительно, заперся в ванной с дробовиком, но по его собственным словам, ни о каком суициде не думал, а хотел лишь спрятаться от «выносившей ему мозг» жены. Полиция изъяла не только дробовик, но и внушительный арсенал огнестрельного оружия, хранившийся в доме. Тогда-то Курт и попросил Карлсона купить ему «Ремингтон», мотивируя это тем, что ему необходимо держать дома ружье для обороны от незваных гостей.
Производя осмотр места происшествия, полицейские и предположить не могли, что в двадцати метрах от оранжереи на ветке высокого дерева затаился человек, снимающий все их действия на видеокамеру. Человеком этим был независимый журналист Ричард Ли, недавно переехавший в Сиэтл из Чикаго. У Ли была своя программа на общественном телевидении Сиэтла: уже на следующий день она вышла под новым названием «Был ли убит Курт Кобейн?», а через неделю получила окончательное имя (под которым выходила более 20 лет) – «Курт Кобейн был убит». В эфире этой программы Ли продемонстрировал сделанные им с большого расстояния снимки лежащего на полу оранжереи тела и заявил, что полиция закрыла глаза на слишком очевидные несоответствия в этом деле, в частности, лужица крови под левым ухом музыканта была слишком маленькой для предполагаемого выстрела в голову.
По официальной версии полиции, Курт поднялся в оранжерею вечером 5 апреля, с банкой пива и «Ремингтоном». Он выпил пива (пустая банка валялась рядом с трупом), выкурил сигарету, аккуратно положил рядом с собой бумажник, зажигалку, шапку – и, отдельно, пачку долларов, которые, видимо, снял с карты, прежде чем ее заблокировала «заботливая» Кортни. Поставил на пол коробку с патронами (ее обнаружат у его левой ноги).
Когда Курт написал предсмертную записку – точно неизвестно, но, возможно, он писал ее, пока пил пиво из банки. Записка написана красными чернилами, прыгающими буквами, строчки залезают одна на другую, много исправлений и зачеркиваний. Адресована она Бодде – вымышленному другу Курта, которого тот придумал себе в детстве (в пятом классе Курт написал большими буквами на стене школы «Убей Своих Родителей!», а когда его за это прищучили, свалил вину на «своего друга» Бодду). Текст записки был проанализирован бессчетное количество раз, но споры вокруг нее так и не утихли. Многие (Том Грант и Ричард Ли, в первую очередь) считают, что в этой записке вообще ничего не говорится о желании Курта совершить самоубийство – максимум о том, что он хочет уйти из шоу-бизнеса, потому что потерял драйв, перестал получать удовольствие от музыки и больше не может ни слушать ее, ни писать. О суицидальных настроениях свидетельствуют лишь последние строчки записки: «Френсис и Кортни, я навсегда останусь в ваших сердцах. Кортни, никогда не сдавайся, для Френсис. Для её жизни, которая будет гораздо лучше без меня». И именно эти строчки производят впечатление приписки, сделанной чужой рукой – искусно подражающей почерку Кобейна, писавшему мелкими печатными буквами с обратным наклоном, но все же чужой.
Написав записку, Курт приколол ее ручкой к горшку с цветочной рассадой и раскрыл фанерную коробку с наклеенным на внутренней стороне крышки портретом ирландского поэта Тома Мура. Это был так называемый «дорожный набор наркомана» — шприцы и ампулы для приготовления раствора жидкого героина, ложка, зажигалка, жгуты, вата и т. д. Коробка так и осталась открытой, но оба шприца были аккуратно уложены обратно на место – причем на иглу каждого были педантично надеты пластиковые колпачки. Полиция обнаружила два следа от уколов на обеих руках музыканта; токсикологический текст показал, что в крови Курта содержалась доза героина, значительно превышающая смертельную – 1,52 мг/л.
С результатами этого теста связана ошибка, до сих пор кочующая из одной статьи про смерть Кобейна в другую. Как справедливо замечает Том Грант, «1,52 мг.» ни в коем случае не представляет количество наркотика, которое «вколол себе» Курт. Такой уровень героина (морфия) в крови был обнаружен во время вскрытия тела Курта. Он представляет собой количество морфия (героин превращается в морфий после того, как входит в тело) на литр крови в мёртвом теле Кобейна. А чтобы достичь этого уровня в крови, обнаруженного у человека, умершего три дня назад, этому человеку пришлось бы ввести себе перед смертью минимум 225 мг. героина.
Сделав две инъекции, лидер «Нирваны» зарядил «Ремингтон» тремя патронами, засунул ствол себе в рот и нажал на спусковой крючок.
И Ричард Ли, утверждающий, что после такого выстрела у человека должно было разлететься полчерепа, и Том Грант, настаивавший на том, что после такой чудовищной дозы героина Курт должен был умереть почти мгновенно – и уж точно не стал бы надевать колпачки на иглы и складывать шприцы в коробку – крайне скептически отнеслись к официальной версии полиции. Полиция возражала: в некоторых случаях при выстреле в рот череп вовсе не разлетается на куски, как при выстреле в висок. Что же касается смертельной дозы героина, то, по словам экспертов, при оценке критического уровня содержания опиатов в крови очень важна толерантность (то есть привыкание человека к тому или иному наркотику). Здорового человека доза, которую ввел себе Кобейн, действительно убила бы на месте. А вот наркоман со стажем вполне мог остаться в живых и даже совершать осмысленные действия и после гораздо больших доз.
На социальном новостном сайте Reddit появлялись сообщения от героиновых наркоманов, утверждавших, что они вводили себе дозы героина, в разы превосходившие «золотой укол» Кобейна. Исследования, проводившиеся в швейцарских клиниках для реабилитации наркоманов, показывают, что бывалые наркоманы могли переносить дозу от 300 до 500 мг. в день, не впадая в кому, а в одном экстраординарном случае пациент ввел себе дозу в 2000 мг. (2 грамма!) и не только не умер, но и «остался функциональным».
Но этим странности в деле мертвой звезды гранжа не исчерпываются.
Помните, детектив Грант упоминал Розмари Кэрролл, адвоката жены (а с 8 апреля – официальной вдовы) Кобейна, Кортни Лав? Когда Кэрролл увидела прощальную записку Курта, она тут же вспомнила о странном визите Кортни к ней домой утром 5 апреля. Кортни заскочила к ней по какому-то малосущественному делу, а уходя, зачем-то оставила у адвоката свой рюкзак. В тот же вечер полиция задержала Лав за «антиобщественное поведение» (она появилась в ресторане в состоянии наркотического опьянения, и кто-то из посетителей вызвал копов) и ночь с 5 на 6 апреля Кортни провела в полицейском участке. Именно в это время в 1500 км. к северу ее муж сделал себе «золотой укол» и застрелился из «Ремингтона». Это могло бы быть простым совпадением, если бы Розмари Кэрролл, подчиняясь какому-то наитию, не заглянула бы в рюкзак своей подруги. Помимо всего прочего, там оказалось несколько листов бумаги, на которых мелкими печатными буквами с обратным наклоном были написаны ничего не значащие фразы – как будто кто-то (вероятно, хозяйка рюкзака) тренировалась в воспроизведении почерка Курта.
Ну, и, наконец, даже полиция была вынуждена признать, что на «Ремингтоне», из которого вроде бы застрелился Кобейн, не обнаружено отчетливых отпечатков пальцев. Вообще отпечатки были – целых четыре штуки, но настолько смазанные, что определить, кому они принадлежали, оказалось невозможно. Как будто кто-то вытер ружье после того, как из него был произведен роковой выстрел. Не получил объяснения и тот факт, что «Ремингтон» был заряжен тремя патронами – для самоубийства хватило бы и одного.
К тому же кто-то пытался снять деньги с заблокированных кредитных карт музыканта – вплоть до утра 8 апреля! Попытки прекратились только когда радиостанция Сиэтла объявила о том, что певец найден мертвым в своем доме.
Версия Гранта заключается в следующем. Курт Кобейн не совершал самоубийства; он был убит кем-то, кого наняла его жена Кортни Лав, обеспечившая себе алиби, попав в полицейский участок в Лос-Анджелесе именно в ту ночь, когда Курт якобы покончил с собой. Пропавшие карточки были «бонусом», дополнительным вознаграждением, которое убийца планировал присовокупить к уже полученному от заказчика гонорару.
Мотив, по мнению Гранта, был классическим: деньги. Курт был для Лав курицей, несущей золотые яйца, но проблема заключалась в том, что курица больше не хотела нестись. На лето и осень 1994 г. у группы «Нирвана» было запланировано мировое турне, гонорар за которое только для одного Курта должен был составить 9,5 миллионов долларов. Но с каждым днем становилось все очевиднее, что Кобейн не хочет отправляться в тур – и перспектива заработать миллионы его не слишком прельщает. Как показывает его предсмертная записка, он вообще разочаровался в шоу-бизнесе и страдал от того, что не получает больше удовольствия от музыки. Кортни, будучи классическим образцом женщины, которую Мадонна прославила в песне «Material girl», думала прежде всего о деньгах. Она давила на мужа, устраивала ему скандалы, угрожала разводом… Но брачный контракт был составлен таким образом, что при разводе она получила бы только один миллион долларов – из 30 миллионов, в которые оценивалось тогда состояние Курта. А вот если бы она не развелась, а овдовела… тут ей светили совсем другие суммы. Отчисления от продаж альбомов, права на использование композиций – и это не говоря уже о собственно наследстве. Ради такого можно было и рискнуть…
Такова версия Тома Гранта, которую он отстаивает до сих пор. Одно время версию Гранта разделял режиссер-документалист Ник Брумфилд, снявший фильм-расследование «Курт энд Кортни». В этом фильме есть одно шокирующее интервью – рокер Элдон Хоук, по прозвищу «Эль Дуче», рассказывает Брумфилду, что Кортни Лав пыталась нанять его для убийства Курта за 50 тысяч долларов, и что он знает настоящего убийцу – парня по имени Аллен.
Проблема в том, что Хоук был человеком с неоднозначной репутацией: он прославился как солист группы The Mentors, исполнявшей «политически некорректные» песни, текст которых состоял в основном из обсценной лексики. Высказывались мнения, что в интервью Брумфилду он просто издевался над режиссером. Что ж, возможно, это правда. Но правда и то, что спустя два дня после того, как Брумфилд записал интервью с Эль Дуче, Хоук был обнаружен на железнодорожных путях в Риверсайде, Калифорния. По версии полиции, он был сбит поездом, несшимся со скоростью 60 миль в час.
Однако, несмотря на все странности и нестыковки в деле Курта Кобейна, ни Тому Гранту, ни Ричарду Ли, ни Розмари Кэрролл так и не удалось доказать, что лидер «Нирваны» был убит в результате хитро спланированного заговора.
Хотя в полицейской версии слишком много натяжек, и на многие важные детали следователи просто закрыли глаза, у сторонников версии самоубийства тоже есть убедительные аргументы.
Прежде всего, Курт Кобейн действительно был наркоманом со стажем, и страдал от тяжелой героиновой зависимости. Он утверждал, что начал употреблять героин, чтобы притупить боли в желудке, которые преследовала его со школьного возраста – причина этих болей так и осталась невыясненной, но, скорее всего, они имели психосоматическое происхождение. Один из друзей музыканта утверждал, что все было наоборот – чем больше он принимал героин, тем больше страдал от болей в желудке.
В июле 1993 г. Курт во время гастролей в Нью-Йорке уже ввел себе дозу героина, в несколько раз превышающую смертельную. Тогда от передоза его спасла Кортни – не мешкая ни секунды, сделала мужу инъекцию налоксона (препарата, блокирующего опиоидные рецепторы), и Курт буквально вернулся с того света. Вечером того же дня Курт, как ни в чем не бывало, отыграл концерт в Нью-Йорке, причем ни публика, ни музыканты «Нирваны» не заподозрили, что с ним что-то не так. Он не раз ложился в клинику на реабилитацию (Кортни, также употреблявшая героин, иногда составляла ему компанию), но каждый раз возвращался к смертоносному порошку.
В общем-то, не будет большой натяжкой сказать, что Курта убил героин – даже если бы роковой ночью 5 апреля музыкант каким-то чудом остался бы жив, «белая смерть» шла за ним по пятам и рано или поздно забрала бы свою жертву. Однако для тех, кто хочет узнать правду о смерти своего кумира это, разумеется, не аргумент: неважно, обречен был Кобейн или нет, если кто-то все же убил его, этот кто-то должен понести наказание!
Но что, если «кто-то» вообще не человек, а биохимический механизм?
Речь идет о так называемом «проклятии Кобейнов», преследовавших их семью на протяжении нескольких поколений. Двое двоюродных дедушек Курта покончили с собой: в 1979 г. Барл Кобейн свел счеты с жизнью, выстрелив себе в живот, а в 1984 г. пустил пулю в голову его брат Кеннет. Да и прежде в роду Кобейнов случались самоубийства. Сам Курт жил в океане хронической депрессии, на поверхность которого выныривал лишь на короткое время. Добавим к этому биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз) – диагноз, который поставили Кобейну в возрасте 18 лет.
Термин «проклятье Кобейнов» изобрела, по-видимому, Кортни Лав, с энтузиазмом ухватившаяся за теорию наследственной склонности Курта к суициду. Но существует ли вообще в природе такое явление, как генетическая предрасположенность к самоубийству?
Известно, что психические расстройства, в том числе и склонность к хроническим депрессиям, могут передаваться из поколения в поколение. Но далеко не всегда они приводят к суицидальным поступкам. Однако существует хорошо обоснованная гипотеза, согласно которой склонность к самоубийству в буквальном смысле впечатана в генетический код. Носитель такого «гена самоубийства» с самого рождения обречен на то, чтобы свести счеты с жизнью!
За два года до гибели Курта Кобейна в Нью-Йорке вышла книга генетика А. Роя «Генетика, биология и суицид в семье», где анализировались результаты исследований близнецов. Выяснилось, что монозиготные близнецы (т. е. близнецы, которые рождаются в тех случаях, когда единственная яйцеклетка делится после оплодотворения – генетически оба организма совпадают на 100%) гораздо чаще совершают самоубийства – или попытки суицида – чем дизиготные (у которых совпадение генов составляет 50%).
Больше того: в США проводились исследования усыновленных детей, совершавших самоубийство или склонных к суициду, и оказалось, что по большей части они имели кровных родственников, которые тоже ушли из жизни таким образом! Это исследование серьезно пошатнуло теорию о том, что главным фактором, влияющим на суицидальное поведение, является атмосфера в семье или психическое расстройство. Выводы А. Роя были вполне определенными: склонность к самоубийству генетически обусловлена, в «лучшем случае» она может быть усилена или дополнена проблемами конкретного человека с психикой.
Если верить этой гипотезе, то Курт Кобейн действительно мог быть носителем «гена самоубийства». Отягчающими обстоятельствами послужило его биполярное расстройство, а также атмосфера городка Абердин, в котором он родился и вырос: процент самоубийств в этом сыром, постоянно окутанном туманами месте выше среднего по стране в три раза. Главную же роль сыграло разочарование Курта в деле всей его жизни – в музыке, которая из способа творческого самовыражения превратилась в инструмент зарабатывания огромных денег – денег, к которым он всегда был равнодушен…
Такое объяснение выглядит очень правдоподобным. Понятно, почему полиция Сиэтла не стала слишком заморачиваться с расследованием: ведь Курт Кобейн идеально подходил на роль классического самоубийцы.
Но что, если именно на это и рассчитывал тот, кто желал смерти солиста «Нирваны»?