Задержка развития у ребенка в натальной карте

«Дневные раны сном лечи, а завтра — быть тому, что будет» (Ф. Тютчев) ИЛИ Сатурнианские пазлы. ))

Форум на ОКУЛУС

Cодержание:

Транзитный квадрат Уран-Сатурн, всплеск заболевших и ужесточение режима изоляции.

В блогах Окулуса

Неделя с 19 по 25 июля 2021 года — Cережки . Они, как правило, в паре …

Неделя перед Полнолунием с 17 по 24 июля. Утренний ветер погасит печаль. Солнце украсит твой путь.

«Дневные раны сном лечи, а завтра — быть тому, что будет» (Ф. Тютчев) ИЛИ Сатурнианские пазлы. ))

Новые статьи

ГОРОСКОП НА АПРЕЛЬ 2021 ГОДАМЕСЯЦ «БУРИ И НАТИСКА»

Новое на Джокере

Анонсы

Султанбекова Шели
Энергетические аспекты 2021 года Белого или Металлического Быка, Синь Чоу

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Проблемы с речью или развитием ребёнка

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Самые общительные в теме

Наибольшая активность

Популярные ответы

Александра Ланская

Анлин и Машка-Ромашка, я так поняла вы не астрологи и, более того, совершенно в нее не верите. Пусть, это ваше право. Я вот в медицину больше не верю, после того как подружку отправили на операцию с о

Александра Ланская

Зачем же меня читать, разве я писатель? Я, как вы говорите, астролог, мое дело не статьи катать, а карты разбирать.

Александра Ланская

Я же не заставляю вас отвечать, не хотите говорить, просто уйдите. Вы такая выдумщица, вот мне и интересно стало до куда вы зайти сможете. Думала вы просто тролль, ошиблась, не тянете, просто с голов

Распространенность задержки общего развития и задержки умственного развития составляет 1-4% в популяции, что делает их значимой социальных проблем современного общества.

Генетическая диагностика отставания и задержки в развитии

Распространенность задержки общего развития и задержки умственного развития составляет 1-4% в популяции, что делает их значимой социальных проблем современного общества.

Определения типа отставания в развитии является важным предварительным шагом, поскольку влияет на выбор дальнейших способов исследования. Задержка общего развития (ЗОР) характеризуется существенной задержкой в двух/более областях , таких как крупная и мелкая моторика, речь/освоение языка, когнитивные, социальные и индивидуальные навыки, деятельность в повседневной жизни; также ЗОР является предпосылкой для дальнейшей постановки диагноза «задержка умственного развития». Термин «задержка общего развития» было решено использовать для детей младшего возраста (обычно младше пяти лет), тогда как термин «задержка умственного развития» обычно применяется к детям более старшего возраста, чьи результаты IQ тестов более надежны и достоверны. Для детей с ЗОР характерна задержка в овладении стандартными навыками определенного возраста; подразумеваются проблемы в обучении и адаптации. Однако легкая форма отставания в развитии может быть временной и не привести в дальнейшем к задержке умственного развития.

Задержка умственного развития (ЗУР) – это отставание в развитии, проявляющееся в младенчестве или раннем детстве. В некоторых случаях оно может быть диагностировано только после пяти лет, поскольку, начиная с этого возраста, стандартизированные методы измерения особенностей развития показывают более надежные результаты. Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития определяет ЗУР, используя три показателя: уровень интеллекта (IQ), адаптивное поведение и предоставляемые системы поддержки. Таким образом, при диагностике ЗУР нельзя полагаться только на измерение IQ. В последнее время термин «умственная отсталость» было предложено заменить термином «задержка умственного развития». В данном клиническом исследовании Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития использует следующее определение: «задержка умственного развития – это расстройство, характеризующееся существенными ограничениями в интеллектуальном функционировании и адаптивном поведении, выражающимися в нарушении концептуальных, социальных и практических адаптивных навыков; проявляется до 18 лет».

В 40-60% случаев ЗОР и ЗУР являются симптомами широкого спектра генетических заболеваний. Генетическое подтверждение нозологий, ведущих к ЗУР и ЗОР, является одним из основных этапов работы с пациентами данной группы. Использование комплексных генетических исследований с учетом клинических проявлений пациента позволяет с высокой точностью определить этиологию заболевания, спрогнозировать его дальнейшее течение, учесть появление отсроченных осложнений и назначить требуемую терапию.

В зависимости от наличия сопутствующих проявлений ЗОР и ЗУР делят на несиндромальную форму (наличие только симптоматики ЗОР и ЗУР) и синдромальную форму (наличие дисморфизмов, пороков развития, нарушения функции различных органов и систем и так далее).

Наиболее частыми генетическими аберрациями, характерные для синдромальных форм ЗУР и ЗОР являются хромосомные аномалии (трисомия по 21, 18, 13 хромосоме и изменение числа копий Х хромосом), а также микроизменения в геноме, характеризующиеся увеличением или уменьшением количества копий определенных участков хромосом (микроделеционные и микродупликационные синдромы). Комплексное генетическое обследование на основные формы анеуплоидий и синдромы изменения копийности генов должно быть первым этапом лабораторного скрининга пациентов с отставанием развития и ЗУР. Методика мультиплексного генетического анализа, основанная на амплификации лигированных зондов, позволяет проводить скрининг на 26 формы микроделеционных и микродупликационных синдромом, таких как синдром ДиДжорджи, синдром Прадера-Вилли, синдром Рубенштейна-Тейби и другие. Кроме этого, данная система способна распознавать основные анеуплоидии и изменения копийности Х-хромосом.

При отрицательном результате на первичный генетический скрининг рекомендуется проведения исследования на распространенные моногенные причины синдромальных форм ЗУР и ЗОР. Для пациентов мужского пола, наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Мартина-Белла (синдром ломкой Х-хромосомы), характеризующийся экспансией CGG-тринуклеотидных повторов в нестабильном участке гена FRM1. У пациентов женского пола синдром Мартина-Белла является редкой причиной ЗУР и ЗОР. Увеличение количества CGG-повторов более 200 ведет к нарушению импринтинга промоутерной зоны гена FRM1 и ингибированию его функций. Использование методики полимеразной цепной реакции с праймингом тройных повторов позволяет проводить первичный скрининг на наличие патологической экспансии как у пациентов мужского пола, так и женского.

У пациентов женского пола наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Ретта, ассоциированный с мутациями в гене MECP2 и проявляющийся серьезной задержкой развития с 18-го месяца жизни и судорожными припадками. Автоматическое секвенирование гена MECP2 по методу Сэнгера является основным подходом к выявлению мутаций при синдроме Ретта.

Наиболее частыми генетическими причинами несиндромальных форм отставания в развитии является синдром Мартина-Белла, а также синдромы, ассоциированные с изменением числа Х-хромосом, такие как синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром тройной Х-хромосомы. Комплексное обследование на данные формы ЗУР и ЗОР должно быть первым шагом при лабораторном обследовании пациентов с несидромальным отставанием развития.

Как правило, задержка развития диагностируется в младшем школьном возрасте. Основные признаки: неспособность четко и правильно выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Задержка развития у ребенка

Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется несформированными психическими, речевыми функциями, навыками моторики относительно норм, принятых для детей данного возраста. ЗПР проявляется в ограниченности общих знаний и представлений, незрелости памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, нарушении социальной адаптации вследствие неполноценной познавательной активности.

Как правило, задержка развития диагностируется в младшем школьном возрасте. Основные признаки: неспособность четко и правильно выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Диагностика задержки развития

Выявление синдрома ЗПР проводится такими профильными специалистами, как психотерапевт, невролог, дефектолог, логопед, психолог. Дефекты развития диагностируются с помощью специального тестирования интеллектуальных способностей, координации, психоречевой функции и моторики.

По рекомендациям Американской Академии Неврологии и Детской Неврологии для поиска причин УО/РАС имеют диагностическую ценность следующие исследования:

  1. генетическое тестирование, включающее высокоразрешающий кариотип, ДНК-анализ на ломкую Х-хромосому, хромосомный микроматричный анализ и высокопроизводительное экзомное секвенирование;
  2. селективные метаболические тесты при сочетании задержки развития с циклическими рвотами, вялостью, ранними судорогами;
  3. ЭЭГ с записью сна;
  4. нейровизулизационные методики.

Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.

Синдромы мозговой несформированности у детей

А) Лобные отделы мозга: Ребенок быстро устает от занятий, легко отвлекается. Малыш проявляет вялость и равнодушие практически ко всему, особенно это заметно при выполнении школьных заданий. Он с трудом усваивает учебную программу. В обследовании ребенок монотонен и медлителен, не всегда удерживается в программе эксперимента. Основным феноменом можно назвать: склонность упрощать программу. Внешний контроль позволяет увеличить эффективность работы. Крайне бедная речевая продукция, понижена обобщающая речевая функция, речь ребенка примитивна по синтаксису. Затруднено его включение в активную речь. Канвой при данном виде несформированнности — становится недостаток саморегуляции, целенаправленности, программирования, а также контроля над протеканием собственной деятельности. Данная несформированность связана со слабым уровнем регулирования речевой функции, речь ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она может стать конструирующим фактором и организатором его деятельности.

Б) Левая височная область: Отличительная черта этой несформированности — сложности в звукоразличении, а, следовательно, и в понимании речи, воспринимаемой на слух. В прочих психических функциях не обнаруживаются какие-либо заметные дефицитарные отклонения. Ребенок жалуется на то, что учитель говорит непонятно или быстро. При чтении у ребенка возникает проблема с расстановкой ударения, чтение неудовлетворительно интонировано. В большей степени нарушена письменная речь и зависит она от состояния фонематического слуха. Из-за звуковой лабильности расстраивается также самоконтроль над собственной речью. В итоге проявляется компенсаторное многословие, однако чаще наблюдается замкнутость и молчаливость. При отсутствии необходимой коррекции нарушается способность реализации программы собственных речевых высказываний, возникает деформация номинативной и обобщающей функции речи.

В) Межполушарные взаимодействия: Указанный синдром отличает набор типичных симптомов «функциональной автономности» в мозговых полушариях:

  • несформированность реципрокной координации рук
  • обилие «зеркал» (реверсий)
  • направленность к игнорированию левой половины перцептивного поля
  • нестабильность номинативной речевой функции
  • несформированность фонематического слуха
  • так, при исследовании памяти, отмечаются «краевые» эффекты (первый и последний эталоны запоминаются лучше)
  • применения разнообразных стратегий в решении интеллектуальных задач, что в итоге производит впечатление одновременного сосуществования 2-х систем мышления, так как в одном и том же проводимом эксперименте малыш может прибегать то к одной, то к другой стратегии.

Все указанное выше приносит с собой множество вторичных дефектов, которые подчас приводят не только к дезадаптации учебной, но и к различным неоправданным диагнозам.

Г) Правое полушарие: Несформированность в данной области выражается недостаточным пространственным представлением и нарушением порядка воспроизведения зрительных и слухоречевых эталонов на следах памяти. Часто отмечаются предметные парагнозии, а также дефекты сомато — и лицевого гнозиса, дифференциации эмоций и цветоразличения. В памяти зрительной нарушения порядка переплетаются с массой реверсий и параграфий. Эталонные образцы трансформируются и видоизменяются до неузнаваемости. Также обнаруживаются реверсии и контаминации (слепки) из пары фигур, а также искажения, которые связаны с структурно-топологическими и метрическими метаморфозами. Мышление и речь в пределах нормы. Но процессы эти имеют штамповый «взрослый» оттенок с множеством жестомимических и интонационно-мелодических компонентов. Пространственная первичная недостаточность оказывает вредоносное воздействие на эффективность чтения, письма и счета в той их области, которая основывается на оптико-пространственном представлении.

Современные методики коррекции детей с отклонениями в психическом развитии делятся на пару основных направлений.

Первое направление — когнитивные методы, они чаще всего направлены на преодоление сложностей усвоения знаний в школе, а также на формирование высших психических функций. К примеру: целенаправленная работа в области слухоречевой памяти, формирование счетных операций и так далее.

Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.

Основное направление в решении данной проблемы – комплексная абилитация и нейропсихологическая коррекция

По сути необходимо воздействие на уровень сенсомоторной сферы, с опорой на общие закономерности онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), которое приводит к активизации в развитии всех Высших психических функций, так как это базовый пункт для последующего развития Высших психических функций. Следуя логике, начиная коррекционный процесс, необходимо предпочтение отдавать именно методам двигательным, которые не только создают определенный потенциал для дальнейшей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными аспектами и уровнями психической деятельности. Актуализация, а также закрепление различных телесных навыков нуждается в востребованности извне психических функций, таких как восприятие, эмоции, память и процессы саморегуляции. Таким образом, мы создаем базовую предпосылку для полномерного участия данных процессов в овладении умениями: чтение, письмо, математика.

В методологическом плане «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» основывается на современных представлениях (по А. Р.Лурия) о закономерности развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в первую очередь, в фокусе теории о 3-х функциональных блоках мозга); учении Цветковой Л. С. о нейропсихологической реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза» (по Семенович).

Методически — адаптированный вариант базовых нейропсихических, театральных, телесно-ориентированных и прочих психотехник, применительно к детскому возрасту.

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:

Задержки развития: как распознать и что делать?

Разговоры о возрастных нормах — не редкость для родителей. Наше соревновательное начало и особенности культуры постоянно подстёгивают нас похвастаться новыми успехами в развитии детей и сравнить их с результатами сверстников.

Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.

Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.

Что нужно знать о задержках развития?

Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.

Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть

Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:

Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,

Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,

Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.

Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.

Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.

Выводы

Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.

У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.

В зависимости от тяжести состояния плода, лечение проводят амбулаторно, например, в нашем дневном стационаре, или в родильном доме. Хотя, как известно, дома и стены помогают, но в тяжелых случаях лучше не отказываться от госпитализации. В больнице проще наблюдать за состоянием мамы и малыша, а значит, и оказать более эффективную помощь. Эффект от проведения лечебных мероприятий необходимо постоянно контролировать при помощи УЗИ и КТГ, которые обычно назначаются с интервалом в 2 недели, а при необходимости и чаще. Лечение ЗРП почти всегда дает хорошие результаты. В большинстве случаев удается наблюдать адекватный рост плода: например, за 7-10 дней размеры плода увеличиваются соответственно, а не отстают еще больше, что считается вполне удовлетворительным результатом.

Взрослые люди не похожи друг на друга, и среди множества внешних отличий они разнятся ростом и весом. Даже один и тот же человек в различные периоды своей жизни может худеть или полнеть, и это не вызывает ни у кого тревогу. Другое дело совсем маленькие дети: для них рассчитаны четкие критерии, отклонение от которых свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет соответствие его физического развития определенным нормам. А для оценки состояния внутриутробного развития плода его размеры – самый объективный критерий.

Вес ребенка при рождении имеет очень большое значение для его развития, особенно в первый год жизни, и оказывает влияние на состояние его здоровья в последующем. Дети, рожденные с низкой массой тела (до 2500 грамм), больше подвержены акушерским осложнениям: они хуже переносят роды, у них чаще, чем у детей с нормальным весом, развивается гипоксия и даже асфиксия, встречаются и неврологические нарушения.

Как следствие, эти малыши плохо адаптируются в новой жизни. В младенчестве они страдают от гипервозбудимости, повышенного или наоборот пониженного мышечного тонуса, вяло сосут и часто срыгивают пищу, плохо прибавляют в весе, могут несколько отставать в психомоторном развитии от своих ровесников. Даже в возрасте 7-8 лет такие детишки гиперактивны, неуклюжи и не умеют долго концентрировать внимание на необходимом предмете. Различия между здоровыми детьми и маловесными малышами стираются лишь к 9-10 годам, хотя по росту и весу они догоняют своих сверстников уже к двухлетнему возрасту. Однако последствия перенесенного состояния могут “аукнуться” уже во взрослом возрасте. Недавние исследования доказали связь между низким весом при рождении и повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета и повышенного уровня липидов в крови – все эти болезни связаны с врожденной патологией эндокринной системы, наблюдающейся у маловесных детей. Поэтому такая патология как «задержка развития плода« (ЗРП или гипотрофия плода) заслуживает особого внимания.

ЗРП может быть симметричной, когда все органы уменьшены равномерно, и асимметричной, когда головной мозг и скелет соответствуют сроку беременности, а внутренние органы отстают в развитии. Причинами этого бывают курение, употребление алкоголя, хромосомные аномалии, инфекции, но чаще всего – фетоплацентарная недостаточность и другие состояния, приводящие к нарушению кровообращения: повышенное или пониженное артериальное давление, токсикозы второй половины беременности, сахарный диабет с повреждением сосудов, болезни почек и др.

На развитие гипотрофии плода влияет возраст матери. Дело в том, что организм слишком юных матерей (16-18 лет) просто еще не готов к предстоящим нагрузкам, а у более взрослых (32-40 лет) — чаще всего уже имеется “багаж” хронических заболеваний. Курение, пристрастие к спиртному и любым наркотикам явно способствуют развитию гипотрофии, поскольку вызывают выраженное сужение сосудов и уменьшают маточно-плацентарный кровоток. Увы, но достаточно часто гипотрофия наблюдается при многоплодной беременности, поскольку двум, а то и трём близнецам приходится делить, в буквальном смысле слова по братски, получаемые от мамы питательные вещества.

Одним из самых простых методов контроля развития плода является измерение размеров матки. Как только её можно будет легко прощупать над лоном – приблизительно на четвёртом месяце беременности, при каждом визите врач будет измерять высоту дна матки, а во второй половине беременности еще и окружность живота на уровне пупка. Это позволит доктору ориентировочно судить о размерах плода. Очевидно, что эти показатели недостаточно объективны, ведь на их величину влияют и толщина передней брюшной стенки, и количество околоплодных вод, и телосложение женщины.

Самым точным методом диагностики является применяющаяся в нашей Клинике ультразвуковая биометрия, при которой измеряется и оценивается несколько параметров плода. Наиболее традиционным является измерение головки, животика и бедренной кости, но если у врача есть сомнения, он проведёт и дополнительные измерения. Точность диагноза обеспечивается высокой квалификацией врача, проводящего исследование, отличной разрешающей способностью нашего УЗ-сканера “Sonix OP” и возможностью проведения допплерометрического исследования. УЗИ также контролирует количество околоплодных вод, выявляет признаки нарушения работы плаценты, а также изменения кровотока в ней, что помогает врачу достаточно точно поставить предварительный диагноз и начать лечение. Для уточнения диагноза мы проводим доплеровское исследование сосудов плаценты, пуповины и крупных сосудов плода, а также кардиотокографию (КТГ), которая позволяет регистрировать сердцебиение плода и характер изменений частоты его сердечных сокращений в ответ на шевеления или на сокращения матки. Важно, что нормальные данные доплерометрии и КТГ – даже при наличии низкого веса свидетельствуют о благополучии малыша. Если при обследовании не было выявлено никаких отклонений, то становится понятным, что речь идет о здоровом маловесном плоде. В этом случае женщину мы просто наблюдаем, не проводя никакой терапии.

Первые признаки ЗРП могут обнаружиться при таком исследовании уже в 24-26 недель, и при этом чаще отмечается её симметричная форма. Возникновение же гипотрофии после 32 недель более характерно для асимметричной формы, причём обычно к ней присоединяется и гипоксия плода.

Выявленную задержку развития плода необходимо лечить. Цель лечения в этом случае – не «откормить ребенка», а нормализовать обменные процессы и поддержать жизненные функции плода. Конечно, успех лечения во многом зависит и от того, насколько своевременно оно начато. Для лечения гипотрофии применяется большой арсенал медикаментов. Оно должно быть индивидуальным, с учетом причины, вызвавшей ЗРП в данном конкретном случае и направленным на терапию и заболеваний женщины, и осложнений беременности. Для будущих мам, вынашивающих маленького ребенка, очень важно полноценное питание, богатое витаминами и животными белками, а также режим с ограничением физической активности. Хотя переедать не стоит, помня о том, что излишества в рационе совсем не приводят к пропорциональному увеличению количества питательных веществ, отбираемых плацентой для плода.

В зависимости от тяжести состояния плода, лечение проводят амбулаторно, например, в нашем дневном стационаре, или в родильном доме. Хотя, как известно, дома и стены помогают, но в тяжелых случаях лучше не отказываться от госпитализации. В больнице проще наблюдать за состоянием мамы и малыша, а значит, и оказать более эффективную помощь. Эффект от проведения лечебных мероприятий необходимо постоянно контролировать при помощи УЗИ и КТГ, которые обычно назначаются с интервалом в 2 недели, а при необходимости и чаще. Лечение ЗРП почти всегда дает хорошие результаты. В большинстве случаев удается наблюдать адекватный рост плода: например, за 7-10 дней размеры плода увеличиваются соответственно, а не отстают еще больше, что считается вполне удовлетворительным результатом.

Метод и сроки родоразрешения во многом зависят от состояния плода. Если лечение ЗРП проходит успешно и малыш растёт, то не имеет смысла торопить события, поскольку к концу беременности он может достигнуть вполне приличных размеров. Если же, несмотря на все усилия, ребенок не набирает вес или имеет еще какие-либо проблемы, то прибегают к досрочному родоразрешению. При сроке беременности близком к доношенному и готовых родовых путях обычно стимулируют естественную родовую деятельность. При этом роды ведут под тщательным врачебным контролем. Однако если малыш настолько слаб, что обычные роды будут слишком большим испытанием для него, то прибегают к операции кесарева сечения. Женщинам, у которых диагностируется гипотрофия плода, необходимо выбрать роддом, на базе которого организована современная служба выхаживания маловесных детей, ведь такому ребенку важно оказать квалифицированную помощь с первых минут жизни.

Но лучший способ предотвратить эту проблему – профилактика. При планировании беременности необходимо пройти тщательное обследование у специалистов, санировать очаги хронической инфекции, распрощаться с вредными привычками. Иногда беременным из группы высокого риска по ЗРП мы рекомендуем курсы медикаментозной профилактики на сроках до 12 недель, в 20-23 и 30-32 недели, в состав которых входят сосудорасширяющие средства и витамины.

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Задержка развития у ребенка в натальной карте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств.

Статья:

Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.

Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!

VII пара лицевых нервов (лицевой нерв) обеспечивает иннервацию производных второй жаберной дуги.

Определение проблемы

Нарушения речи у детей широко распространены. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные проблемы имеют до 30 % детей раннего возраста, 20–25 % детей дошкольного возраста, 10–15 % детей 7–13 лет. [2]

Принято выделять непосредственно нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства развития речи и языка) Нарушения речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И отсутствует связь с другими заболеваниями.

Специфическое расстройство развития речи (CРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом.(Leonard L. B., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. [3].

Общее недоразвитие речи – задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.

Системное недоразвитие речи – нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.

В контексте данной статьи мы будем рассматривать именно специфическое расстройства речи и языка. Такой подход отвечает во-первых тем, что это наиболее часто встречающаяся проблема, среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых при должной диагностике данный диагноз исключает другие заболевания, требующего иного подхода и лечения.

Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)

F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции

Дизартрия – нарушение тонуса речедвигательных мышц, которое характеризуется наличием артикуляционных расстройств.

В зависимости от вида преобладающего мышечного тонуса выделяют дизартрию спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую. Все перечисленные виды дизартрий входят в симптомокомплекс бульбарного или псевдобульбарного синдрома.

F80.1. Расстройство экспрессивной речи

Алалия – нарушение речевого развития в результате несформированности функции речи в коре большого

Моторная алалия – отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и ненарушенным объемом

Сенсорная алалия – неспособность воспринимать и понимать обращенную речь.

Тотальная (сенсомоторная) алалия – нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушен.

Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.

При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но с нарушением артикуляции, нечетко, заикается, шепелявит. Нередко понять такую речь могут только родители. При алалии уменьшено количество употребляемых слов и укорочены фразы

(если они сформированы). Письменная речь также нарушается, характеризуется аграмматизмами.

F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)

Сенсорная алалия – специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, экспрессивная речь также заметно нарушена, нередким является дефект словесно-звукового произношения

  • неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с 1-го дня рождения;
  • неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 мес;
  • неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 года.

Истоки развития речи

Когнитивное развитие речи

Развитие речи, как в общем развитие человека, можно проследить исходя из его эмбрионального развития и созревания различных отделов нервной системы, так и филогенетического развития (эволюционного развития человека как вида).

В нашем контексте прежде всего представляет интерес то, что развитие и речь у детей имеет многоуровневую структуру, отражающей подобно кольцам дерева, этапы когнитивного и речевого развития [5].

Так в возрасте от 0 до 6 месяцев мир ребенка целостен, его речь нечленораздельна (лепет). В процессе когнитивного развития (развитие мыслительных процессов) (от 7-8 месяцев до 1,5 лет) возникает второй уровень, на котором мир дифференцирован и состоит из отдельных объектов, и речь ребенка становится членораздельной. С 1,5 до 2-х лет с появлением третьего уровня представления мира, где каждая ситуация представляется отдельными предметами, возникает «телеграфная речь».

С конца 2-го по начало 3-го года жизни наступает важнейший «человеческий» этап когнитивного развития ребенка. С этого периода у ребенка развивается способность представлять мир не как состоящих из отдельных предметов, а когда целостные предметы представлены связанными между собой отдельными составляющими и представляют целостную систему. Именно этот этап отличает человека от антропоида, который останавливается в своем развитии на описанном третьем уровне представления мира.

Характерным для этого этапа является «языковой взрыв» – стремительное развитие речи ребенка, когда в течение нескольких месяцев (в крайнем случае, до 4-х лет), речь состоящей до этого из 2-3 сложных фраз («телеграфная речь»), превращается в свободную, грамматически правильную, а также скачкообразно расширяется словарный запас. [5]

Именно на фоне этого скачка в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, происходит «запуск речи» на фоне возникающей потребности у ребенка в более сложном описании его представлений мира, и потребности взаимодействия с ним…

Анатомические предпосылки развития речи

Однако помимо развития познавательной и логической сферы, не меньшее значение следует придавать анатомическим изменениям, которые исторически привели к развитию современной речи.

К таким предпосылкам можно отнести следующие анатомические изменения: увеличение размеров черепа, прямохождение (дающее совершенно новые возможности в координации и работе речевого аппарата), увеличение размера и диаметра канала подъязычного нерва (создание обширной иннервации для обеспечения дифференцированных движений языка) и другие… [6]

Интересным примером служит изменение строения гортани.

Так в 40-е годы в Йельском приматологическом центре пытались приучить шимпанзе говорить. В результате обучения словарный запас составил 4 слова. Ученые предположили, что виной такому низкому словарному запасу является строение гортани, которое заметно отличается от строения гортани у человека.

Чтобы показать эту связь, в 60-е годы, супруги Гарднеры стали обучать шимпанзе языку глухонемых (язык жестов, где каждый жест обозначает какое-либо понятие). За 3 года обучаемая шимпанзе освоила около 700 понятий, составляла предложения, шутила, ругалась… [7]

Данная информация имеет свое клиническое значение, с которое мы рассмотрим в дальнейшем. Так нарушение функции работы в нарушении глотки и гортани снижает возможности своевременного речевого развития. И во время лечения необходимо уделять внимание анатомическим предпосылкам развития речи.

Анатомо-неврологические предпосылки

Эволюция звуков речи показывает нам, в каком направлении идет созревание нервной системы и речевого аппарата у ребенка.

Вполне можно предположить, что эволюция звуков речи шла в том же направлении и носители изначального языка старались заменить вокализации, доставшиеся им в наследство от животных предков, артикуляциями, созданными специально для языковых целей.

Исторические данные недвусмысленны. Артикуляции постоянно движутся от гортани и прилегающих частей речевого тракта к центральным и передним частям ротовой полости. Это развитие особенно хорошо видно в индоевропейских языках, чья праязыковая система изобиловала глоттализованными и придыхательными согласными, а также плохо определенными, но почти повсеместно встречающимися ларингалами. Все они по большей части исчезли. В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.

В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.

Это изменение легко объяснимо. Поскольку простые смычные и фрикативные более функциональны — они могут встречаться практически в любом месте слога — и поскольку они связаны с более простыми нервно-мышечными программами, они предоставляют важные адаптивные преимущества, и становится понятно, почему они одержали победу над своими менее удобными и гораздо более затратными предшественниками. [8]

С точки зрения анатомии мы видим, что развитие артикуляций движется в направлении от каудальных черепных нервов к цефалическим, а также взаимодействия с высшими кортикальными центрами и корой головного мозга. При этом немаловажную роль следует отводить анатомическим нормам развития объема головного мозга, положения костей черепа, состояния черепных швов, отверстий основания черепа, которые нередко нарушаются во время осложнений внутриутробного развития, родовых травм. И эту информацию необходимо учитывать при оценке и лечении речевого развития у детей…

Причины задержки речевого развития

В начале статьи мы уже говорили о том, что мы обсуждаем специфическую задержку речевого развития, которая встречается наиболее часто и включает общее недоразвитие речи, дизартрии, алалию, нарушение звукопроизношения и артикуляции.

В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из основных патогенетических факторов повреждения мозга плода и новорожденного, составляя 60-80% всей неврологической патологии. Абсолютное большинство детей с нарушениями речи имеют в анамнезе родовую травму – асфиксию новорожденных [10]. Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей. [3]

Вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов встречаются у детей с речевыми расстройствами в 75-85% случаев. Они представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы [11]. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [12]. Родовая травма встречается у 47% детей с выраженными речевыми нарушениями [13]. У детей, родившихся в тяжелой асфиксии, сроки проявления первого лепета и первых слов запаздывают на 3-6 месяцев [3, 14].

У детей с общим нарушением речи выделяются следующие отягощяющие факторы со стороны акушерского анамнеза:

Рассмотрим более подробно факторы со стороны матери и ребенка, наличие которых повышает риск задержки речи у детей…

Нарушение течения беременности.

Нарушение течения родов.

Способ родоразрешения

  • Естественные роды со стимуляцией.
    При медикаментозной родостимуляции признаки отставания в развитии общей моторики и речи выявляли в 83 и 79 % случаев, соответственно. [17]
  • Оперативное родоразрешение (кесарево сечение)Одним из важных аспектов современного акушерства и перинатологии является комплекс проблем, связанных с операцией кесарева сечения.
    При оперативном родоразрешении признаки отставания в развитии общей моторики и речи выявляли в 80 и 70 % случаев. [17]

Срок родов

При слишком ранних родах ребенок может родиться с незрелой нервной системой, что может негативно сказаться на темпах его развития. Помимо этого ранние роды часто связаны с патологией плода или матери. Дети рожденные на раннем сроке требуют дополнительного внимания со стороны врачей в период новорожденности и в грудном возрасте.

Длительность родов

Период родов определяет в будущем здоровье ребенка, его умственное и психическое развитие и склонность к тем или иным хроническим заболеваниям. [18]. Стремительные или затяжные роды приводят к травматизму, отрицательно влияющая особенно на новорожденного. При аномалиях родовой деятельности необходимо поведение профилактических мероприятий. [19]

Перинатальное поражение нервной системы

«Значительная часть неврологических расстройств у новорожденных связана с гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы (ГИП ЦНС), доля которых составляет 60–80 % всех поражений ЦНС, развивающихся в этот период жизни. Исходы гипоксически-ишемических поражений ЦНС проявляются в виде минимальных мозговых дисфункций, а также грубых двигательных расстройств при ДЦП.» [20]

Заключение о причинах

Обсуждая возможные причины задержки речи, важно помнить, что речь – это неотъемлемый социальный навык для современного человека. Его можно сравнить с мышлением, двигательными навыками, характеристиками физического развития и другими генетическими программами. То есть развитие речи, при наличии нормальных условий для этого (как физических, так и социальных), происходит автоматически.

То есть при задержке речевого развития у ребенка фактически здоровый мозг, который находится в неблагоприятных условиях. И гипоксически-ишемическое поражение, то есть снижение питания мозга, имеет центральное значение при задержке речи [20]

Какие условия нужны для достаточного питания мозга?

Классический подход улучшение питания нервной клетки основывается на назначении ноотропных, сосудистых препаратов, комплекса витаминов, и др. физических методов лечения.

Но! Исходя из практики, у детей редко бывают метаболические нарушения (нарушение питания, недостаток витаминов) – спасибо сбалансированному детскому питанию. Поэтому полагая, что насыщая кровь витаминами или увеличивая поступление крови ко всем клеткам головного мозга мы решим проблемы с речью – это упрощенная модель. Я вижу, что чаще проблема связанна с доставкой питания, ишимизации отдельных структур головного мозга. Причина которой кроется в соматической дисфункции региона черепа и шейного отдела позвоночника.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Курение – одна из самых распространенных вредных привычек среди беременных женщин в России. Несмотря на информированность относительно опасности курения для здоровья, число взрослых женщин, которые курят сами или живут с курящими людьми, понизилось за последние 20 лет незначительно, а число много курящих женщин увеличилось. Курение среди девушек-подростков стало существенно более распространенным и превышает этот показатель среди мальчиков-подростков.

Беременность с высоким риском

Чтобы выявить беременность высокого риска, врач обследует беременную женщину с целью определить, имеются ли у нее заболевания или симптомы, которые повышают вероятность болезни или смерти ее или плода во время беременности (факторы риска). Факторам риска могут быть присвоены баллы, соответствующие степени риска. Выявление беременности высокого риска необходимо лишь для того, чтобы женщина, которая нуждается в интенсивной медицинской помощи, получила бы ее своевременно и в полном объеме.

Женщина с беременностью высокого риска может быть отправлена в дородовые отделения (перинатального) наблюдения (термин «перинатальный» служит для обозначения событий, которые происходят перед, во время или после родоразрешения). Эти отделения обычно связаны с акушерской службой и отделениями интенсивной терапии новорожденных, что позволяет обеспечить самый высокий уровень помощи для беременной женщины и младенца. Врач часто направляет женщину в центр перинатального наблюдения перед родами, поскольку ранний врачебный контроль очень существенно уменьшает вероятность патологии или смерти ребенка. Женщину также отправляют в такой центр во время родов, если возникают неожиданные осложнения. Как правило, наиболее распространенная причина для направления – высокая вероятность преждевременных родов (раньше 37 недель), которые часто происходят, если заполненные жидкостью оболочки, содержащие плод, разрываются прежде, чем он готов к рождению (то есть возникает состояние, называемое преждевременным разрывом плодных оболочек). Лечение в центре перинатального наблюдения уменьшает вероятность преждевременных родов.

В России материнская смертность происходит в 1 из 2000 родов. Основными ее причинами являются несколько заболеваний и нарушений, связанных с беременностью и родами: попадание сгустков крови в сосуды легких, осложнения анестезии, кровотечения, инфекции и осложнения, возникающие от повышения артериального давления.

В России показатель перинатальной смертности составляет 17%. Немногим более половины этих случаев – мертворождения; в остальных случаях младенцы умирают в первые 28 дней после родов. Основные причины этих смертей – врожденные пороки развития и недоношенность.

Некоторые факторы риска присутствуют еще до того, как женщина забеременеет. Другие возникают во время беременности.

Прежде чем женщина забеременеет, у нее уже могут быть некоторые заболевания и нарушения, которые увеличивают риск во время беременности. Кроме того, у женщины, которая имела осложнения при предыдущей беременности, повышена вероятность развития тех же осложнений при последующих беременностях.

На риск беременности влияет возраст женщины. У девушек в возрасте 15 лет и младше более вероятно развитие преэклампсии (состояния во время беременности, при котором повышается артериальное давление, появляется белок в моче и происходит накопление жидкости в тканях) и эклампсии (судорог, являющихся следствием преэклампсии). У них также более вероятно рождение ребенка с пониженной массой тела или недоношенного. У женщин в возрасте 35 лет и старше более вероятно повышение артериального давления, сахарный диабет, наличие фибромиомы (доброкачественного новообразования) в матке и развитие патологии во время родов. Риск рождения младенца с хромосомной аномалией, например синдромом Дауна, после 35 лет значительно повышается. Если беременная женщина старшего возраста обеспокоена возможностью появления аномалий у плода, можно провести исследование ворсин хориона или амниоцентез, чтобы определить состав хромосом плода.

У женщины, имевшей до беременности вес тела менее 40 кг, более вероятно рождение младенца с меньшим весом, чем ожидается в соответствии со сроком беременности (малым весом тела для гестационного возраста). Если женщина во время беременности прибавляет в весе менее 6,5 кг, то опасность гибели новорожденного возрастает почти до 30%. Наоборот, у страдающей ожирением женщины более вероятно рождение очень крупного младенца; ожирение также увеличивает опасность развития сахарного диабета и повышения артериального давления во время беременности.

Женщина ростом менее 152 см часто имеет уменьшенные размеры таза. У нее также повышена вероятность преждевременных родов и рождения новорожденного с недостаточным весом.

Если у женщины было три последовательных выкидыша (самопроизвольных аборта) в первые три месяца предыдущих беременностей, то очередной выкидыш у нее возможен с ¬вероятностью в 35%. Самопроизвольный аборт также более вероятен у женщин, которые ранее рожали мертвых детей между 4-м и 8-м месяцами беременности или имели преждевременные роды при предыдущих беременностях. Перед попыткой нового зачатия женщине, у которой произошел самопроизвольный аборт, рекомендуется пройти обследование для выявления возможных хромосомных или гормональных заболеваний, структурных дефектов матки или шейки матки, заболеваний соединительной ткани, например системной красной волчанки, или иммунной реакции на плод – чаще всего несовместимости по резус-фактору. Если причина самопроизвольного аборта установлена, она может быть устранена.

Мертворождение или смерть новорожденного могут быть следствием хромосомных аномалий плода, а также наличия сахарного диабета, хронического заболевания почек или кровеносных сосудов, повышенного артериального давления или заболевания соединительной ткани, например системной красной волчанки, у матери или употребления ею наркотиков.

Чем более преждевременными были предшествующие роды, тем больше опасность преждевременных родов при последующих беременностях. Если у женщины родился ребенок, весящий меньше 1,3 кг, то вероятность преждевременных родов при следующей беременности составляет 50%. Если отмечалась внутриутробная задержка развития плода, это осложнение может повториться при следующей беременности. Женщину обследуют с целью выявить нарушения, которые могут приводить к задержке развития плода (например, повышенное артериальное давление, заболевания почек, избыточный вес, инфекции); к нарушению развития плода также могут приводить курение и злоупотребление алкоголем.

Если у женщины родился ребенок, весящий при рождении больше 4,2 кг, у нее может быть сахарный диабет. Вероятность самопроизвольного аборта или смерти женщины или младенца повышена, если во время беременности женщина страдает таким диабетом. Беременных проверяют на его наличие, измеряя сахар (глюкозу) крови между 20-й и 28-й неделями беременности.

У женщины, которая имела шесть или больше беременностей, более вероятна слабость родовой деятельности (схваток) во время родов и кровотечение после родоразрешения из-за ослабления мышц матки. Также возможны быстрые роды, которые увеличивают риск сильного маточного кровотечения. Кроме того, у такой беременной более вероятно предлежание плаценты (расположение плаценты в нижней части матки). Это состояние может вызывать кровотечения и явиться показанием к выполнению кесарева сечения, поскольку плацента часто перекрывает шейку матки.

Если у женщины родился ребенок с гемолитическим заболеванием, то у следующего новорожденного повышена вероятность того же заболевания, причем тяжесть заболевания у предыдущего ребенка определяет его тяжесть у последующего. Данное заболевание развивается, когда у беременной, имеющей резус-отрицательную кровь, развивается плод, кровь которого резус-положительная (то есть имеется несовместимость по резус-фактору), и у матери вырабатываются антитела против крови плода (происходит сенсибилизация к резус-фактору); эти антитела разрушают эритроциты плода. В таких случаях проверяется кровь обоих родителей. Если отец имеет два гена резус-положительной крови, то у всех его детей будет резус-положительная кровь; если он имеет только один такой ген, то вероятность резус-положительной крови у ребенка составляет примерно 50%. Эта информация помогает врачам правильно оказывать медицинскую помощь матери и ребенку при последующих беременностях. Обычно при первой беременности плодом с резус-положительной кровью никаких осложнений не развивается, но контакт между кровью матери и ребенка в родах вызывает выработку у матери антител против резус-фактора. В результате возникает опасность для последующих новорожденных. Если, однако, после рождения ребенка с резус-положительной кровью матери, кровь которой резус-отрицательная, ввести Rh0-(D)-иммуноглобулин, то антитела против резус-фактора будут разрушены. Благодаря этому гемолитические заболевания новорожденных возникают редко.

У женщины, перенесшей преэклампсию или эклампсию, повышена вероятность ее повторного возникновения, особенно если у женщины хронически повышено артериальное давление.

Если у женщины родился ребенок с генетическим заболеванием или врожденным пороком, то перед новой беременностью обычно проводится генетическое обследование ребенка, а при мертворождении – и обоих родителей. При наступлении новой беременности производятся ультразвуковое исследование (УЗИ), исследование ворсин хориона и амниоцентез, чтобы выявить аномалии, которые, вероятно, будут возникать повторно.

Дефекты развития половых органов женщины (например, удвоение матки, слабость или недостаточность шейки матки, которая не может удерживать развивающийся плод) увеличивают опасность выкидыша. Чтобы обнаружить эти дефекты, необходимы диагностические операции, УЗИ или рентгенологическое исследование; если у женщины были неоднократные самопроизвольные аборты, эти исследования проводятся еще до наступления новой беременности.

Фибромиомы (доброкачественные новообразования) матки, которые чаще встречаются в старшем возрасте, могут увеличивать вероятность преждевременных родов, осложнений во время родов, патологического предлежания плода или плаценты и повторных выкидышей.

Некоторые заболевания беременной женщины могут представлять опасность как для нее, так и для плода. Самые важные из них – хроническое повышение артериального давления, заболевания почек, сахарный диабет, тяжелое заболевание сердца, серповидноклеточная анемия, заболевания щитовидной железы, системная красная волчанка и нарушения свертывающей системы крови.

Наличие родственников с задержкой умственного развития или другими наследственными заболеваниями в семье матери или отца увеличивает вероятность таких заболеваний у новорожденного. Тенденция к рождению близнецов также часто встречается у членов одной семьи.

Даже здоровая беременная женщина может подвергаться действию неблагоприятных факторов, которые повышают вероятность нарушений у плода или ее собственного здоровья. Например, она может контактировать с такими тератогенными факторами (воздействиями, которые вызывают врожденные пороки развития), как облучение, некоторые химические вещества, лекарства и инфекции, или у нее может развиться заболевание или осложнение, связанное с беременностью.

К веществам, способным вызывать врожденные пороки развития плода при их приеме женщиной во время беременности, относятся алкоголь, фенитоин, лекарства, которые противодействуют эффекту фолиевой кислоты (препараты лития, стрептомицин, тетрациклин, талидомид). Инфекции, которые могут приводить к врожденным порокам, включают простой герпес, вирусный гепатит, грипп, паратит (свинку), краснуху, ветряную оспу, сифилис, листериоз, токсоплазмоз, болезни, вызванные вирусом Коксаки и цитомегаловирусом. В начале беременности женщину спрашивают, не принимала ли она какие-либо из этих лекарств и не переносила ли какие-либо из этих инфекционных воспалений после зачатия. Особое беспокойство вызывает курение, употребление алкоголя и наркотиков во время беременности.

Курение – одна из самых распространенных вредных привычек среди беременных женщин в России. Несмотря на информированность относительно опасности курения для здоровья, число взрослых женщин, которые курят сами или живут с курящими людьми, понизилось за последние 20 лет незначительно, а число много курящих женщин увеличилось. Курение среди девушек-подростков стало существенно более распространенным и превышает этот показатель среди мальчиков-подростков.

Хотя курение вредит и матери, и плоду, но лишь около 20% курящих женщин прекращают курить во время беременности. Наиболее частое последствие курения матери во время беременности для плода – это его малый вес при рождении: чем больше курит женщина во время беременности, тем меньше будет вес ребенка. Этот эффект сильнее выражен среди курящих женщин старшего возраста, у которых более вероятно рождение детей с меньшим весом и ростом. У курящих женщин также более вероятны плацентарные осложнения, преждевременный разрыв плодных оболочек, преждевременные роды и послеродовые инфекционные поражения. Беременная женщина, которая не курит, должна избегать воздействия табачного дыма при курении окружающих, поскольку он может аналогичным образом вредить плоду.

Врожденные пороки развития сердца, головного мозга и лица более распространены у новорожденных, рождающихся у курящих беременных, чем у некурящих. Курение матери, возможно, увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенцев. Кроме того, дети курящих матерей имеют небольшое, но заметное отставание в росте, интеллектуальном развитии и формировании поведения. Эти последствия, как считают специалисты, вызываются воздействием моноксида углерода, который уменьшает доставку кислорода тканям организма, и никотина, который стимулирует высвобождение гормонов, сужающих кровеносные сосуды плаценты и матки.

Употребление алкоголя во время беременности – ведущая из известных причин врожденных пороков развития. Алкогольный синдром плода, одно из основных последствий употребления спиртного во время беременности, выявляется в среднем у 22 из 1000 рождающихся живыми новорожденных. Это состояние включает замедление роста до или после рождения, лицевые дефекты, малую величину головы (микроцефалию), вероятно, связанную с недостаточным развитием головного мозга, и нарушение психического развития. Задержка умственного развития является следствием алкогольного синдрома плода чаще, чем воздействия любых других известных причин. Кроме того, алкоголь может вызывать другие осложнения – от выкидыша до тяжелых расстройств поведения у новорожденного или развивающегося ребенка, например антисоциальное поведение и неспособность сосредоточиться. Эти нарушения могут возникать, даже когда у новорожденного нет никаких очевидных физических врожденных пороков развития.

Вероятность самопроизвольного аборта возрастает почти вдвое, когда женщина употребляет алкоголь в любой форме во время беременности, особенно если она много пьет. Часто вес при рождении ниже нормы у тех новорожденных, которые родились у женщин, употреблявших алкоголь во время беременности. У новорожденных, матери которых употребляли алкоголь, средний вес при рождении составляет около 1,7 кг, по сравнению с 3 кг у других новорожденных.

Употребление наркотиков и зависимость от них отмечается у все большего числа беременных женщин. Например, в Соединенных Штатах больше пяти миллионов человек, многие из которых женщины детородного возраста, регулярно используют марихуану или кокаин.

Чтобы проверить мочу женщины на героин, морфий, амфетамины, барбитураты, кодеин, кокаин, марихуану, метадон и фенотиазин, может использоваться недорогое лабораторное исследование, называемое хроматографией. У инъекционных наркоманок, то есть у наркоманок, использующих для употребления наркотиков шприцы, выше опасность заболеть анемией, инфекцией крови (бактериемией) и клапанов сердца (эндокардитом), абсцессом кожи, гепатитом, флебитом, пневмонией, столбняком и болезнями, передаваемыми половым путем (в том числе СПИДом). Приблизительно у 75% новорожденных, больных СПИДом, матери были инъекционными наркоманками или занимались проституцией. У таких новорожденных чаще встречаются и другие болезни, передаваемые половым путем, гепатит и прочие инфекции. Они также чаще рождаются недоношенными или имеют задержку внутриутробного развития.

Главный компонент марихуаны, тетрагидроканнабинол, может проходить через плаценту и влиять на плод. Хотя нет определенных данных о том, что марихуана вызывает врожденные пороки развития или замедляет рост плода в матке, результаты некоторых исследований показывают, что употребление марихуаны приводит к аномалиям в поведении ребенка.

Употребление кокаина во время беременности вызывает опасные осложнения и у матери, и у плода; многие женщины, принимающие кокаин, также используют и другие наркотики, что отягощает проблему. Кокаин стимулирует центральную нервную систему, действует как местное анестезирующее (обезболивающее) средство и сужает кровеносные сосуды. Сужение кровеносных сосудов приводит к уменьшению кровотока, и плод не получает достаточного количества кислорода. Уменьшение доставки крови и кислорода к плоду может влиять на развитие различных органов и обычно приводит к скелетным деформациям и сужению некоторых отделов кишечника. К заболеваниям нервной системы и поведенческим нарушениям у детей тех женщин, которые употребляют кокаин, относятся гиперактивность, не поддающийся контролю тремор и существенные проблемы с обучением; эти нарушения могут продолжаться в течение 5 лет или даже более.

Если у беременной женщины внезапно сильно повышается артериальное давление, появляется кровотечение в результате преждевременной отслойки плаценты или без очевидной причины рождается мертвый ребенок, ее мочу обычно проверяют на кокаин. Приблизительно у 31% женщин, принимающих кокаин в течение всей беременности, происходят преждевременные роды, у 19% задерживается внутриутробное развитие плода, а у 15% преждевременно отслаивается плацента. Если женщина прекращает принимать кокаин после первых 3 месяцев беременности, то опасность преждевременных родов и преждевременной отслойки плаценты остается высокой, но развитие плода обычно не нарушается.

Если повышение артериального давления впервые диагностировано, когда женщина уже беременна, врачу часто трудно определить, вызвано ли это состояние беременностью или имеет другую причину. Лечение такого нарушения во время беременности сложно, так как терапия, будучи полезной для матери, несет потенциальную опасность для плода. В конце беременности повышение артериального давления может указывать на наличие серьезной угрозы для матери и плода и должно быть быстро устранено.

Если беременная женщина в прошлом перенесла инфекционное поражение мочевого пузыря, то в начале беременности делается анализ мочи. При обнаружении бактерий врач назначает антибиотики для предотвращения проникновения инфекции в почки, которая может вызывать преждевременные роды и преждевременный разрыв плодных оболочек. К таким же последствиям могут приводить бактериальные инфекции влагалища во время беременности. Подавление инфекции антибиотиками уменьшает вероятность этих осложнений.

Заболевание, сопровождающееся повышением температуры тела выше 39,4°С в первые 3 месяца беременности, увеличивает вероятность самопроизвольного аборта и возникновения дефектов нервной системы у ребенка. Повышение температуры в конце беременности увеличивает вероятность преждевременных родов.

Экстренная операция во время беременности увеличивает риск преждевременных родов. Многие заболевания, например острый аппендицит, острые заболевания печени (желчная колика) и кишечная непроходимость, во время беременности труднее диагностировать из-за происходящих в это время естественных изменений. К моменту, когда такое заболевание все же диагностировано, оно уже может сопровождаться развитием тяжелых осложнений, иногда приводящим к смерти женщины.

Несовместимость по резус-фактору. Мать и плод могут иметь несовместимые группы крови. Наиболее распространена несовместимость по резус-фактору, которая может вести к гемолитическому заболеванию у новорожденного. Это заболевание часто развивается, когда кровь матери резус-отрицательная, а кровь ребенка резус-положительная из-за резус-положительной крови отца; в этом случае у матери вырабатываются антитела против крови плода. Если кровь у беременной резус-отрицательная, наличие антител к крови плода проверяют каждые 2 месяца. Вероятность образования этих антител повышается после любых кровотечений, при которых кровь матери и плода может смешиваться, в частности, после амниоцентеза или исследования ворсин хориона, а также в течение первых 72 часов после родов. В этих случаях и на 28-й неделе беременности женщине вводят Rh0-(D)-иммуноглобулин, который соединяется с появившимися антителами и разрушает их.

Кровотечение. Самые распространенные причины кровотечения в последние 3 месяца беременности – это патологическое предлежание плаценты, преждевременная отслойка плаценты, заболевания влагалища или шейки матки, например инфекционное поражение. У всех женщин с появлением в этот период кровотечения повышена опасность выкидыша, тяжелого кровотечения или смерти во время родов. Ультразвуковое исследование (УЗИ), осмотр шейки матки и проба Папаниколау помогают определить причину кровотечения.

Состояния, связанные с амниотической жидкостью. Избыток амниотической жидкости (многоводие) в оболочках, окружающих плод, растягивает матку и оказывает давление на диафрагму женщины. Это осложнение иногда ведет к нарушениям дыхания у женщины и преждевременным родам. Избыток жидкости может появляться, если у женщины неконтролируемый сахарный диабет, если развивается несколько плодов (многоплодная беременность), если мать и плод имеют несовместимые группы крови, а также при наличии врожденных пороков развития у плода, особенно атрезии пищевода или дефектов нервной системы. Приблизительно в половине случаев причина этого осложнения остается неизвестной. Недостаток амниотической жидкости (маловодие) может наблюдаться, если плод имеет врожденные пороки мочевыводящего пути, задержку внутриутробного развития или при внутриутробной гибели плода.

Преждевременные роды. Преждевременные роды более вероятны, если у беременной имеются дефекты в строении матки или шейки матки, кровотечение, психический или физический стресс или многоплодная беременность, а также если она ранее перенесла операцию на матке. Преждевременные роды часто возникают, когда плод находится в патологическом положении (например, в ягодичном предлежании), когда плацента преждевременно отделяется от матки, когда у матери повышено артериальное давление или когда плод окружает слишком много амниотической жидкости. Пневмония, инфекционное поражение почек и острый аппендицит могут также провоцировать преждевременные роды.

Приблизительно 30% женщин, у которых происходят преждевременные роды, имеют инфекционное поражение матки, даже если разрыв оболочек не происходит. В настоящее время нет достоверных данных об эффективности приема антибиотиков в этой ситуации.

Многоплодная беременность. Наличие нескольких плодов в матке также увеличивает вероятность врожденных пороков у плодов и осложнений при родах.

Задержанная беременность. При беременности, которая продолжается более 42 недель, смерть плода в 3 раза более вероятна, чем при нормальном сроке беременности. Для контроля за состоянием плода используется электронный мониторинг сердечной деятельности и ультразвуковое исследование (УЗИ).

0 0 голосов
Article Rating
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Натальная карта
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Внутристрочная обратная связь
Посмотреть все комментарии
0
С удовольствием почитаем ваше мнение, поделитесь им с нами!x