Кроме этого, есть иерархия домов по степени важности и влияния на жизнь человека. Самыми главными считаются 1,4,7 и 10. Иначе их называют «угловыми». Первый определяет основные линии судьбы. Четвертый отвечает за семью, род, место проживания. Седьмой показывает связи в нашей жизни, личные и деловые. Десятый ведет нас к целям, которые мы считаем самыми важными.
Система домов в астрологии
Cодержание:
Что понимают под системой астрологических домов? Любая система подразумевает наличие отдельных элементов, их связь, и, самое главное, — упорядоченность. Так и в вопросе о системе домов.
Количество домов всегда одинаково – 12. Так же, как и знаков зодиака. Это элементы в системе. Идут строго по порядку против часовой стрелки. Каждый дом имеет темы, подведомственные ему.
Кроме этого, есть иерархия домов по степени важности и влияния на жизнь человека. Самыми главными считаются 1,4,7 и 10. Иначе их называют «угловыми». Первый определяет основные линии судьбы. Четвертый отвечает за семью, род, место проживания. Седьмой показывает связи в нашей жизни, личные и деловые. Десятый ведет нас к целям, которые мы считаем самыми важными.
Различают дома и по принадлежности: личные и общественные. Над горизонтом располагаются дома, имеющие отношение к общественным связям. Под горизонтом находятся дома личного развития. Различают также западную и восточную сферы. Западная сфера — то, что попадает между 4 и 10 домами (включительно). Восточная – 9 до 5.
Тригоны домов составляют по стихиям. Например, тригон 1-5-9 домов относится к огненной стихии, усиливает яркость жизни. Тригон 2-6-10 проявляется как земная стихия. Дома 3-7-11 омываются воздушными потоками энергии. 4-8-12 представляют стихию воды. Однако тут следует быть внимательными. Иногда куспиды домов не попадают в родственные стихии, и тогда лучше посоветоваться со специалистам, прежде чем отнести дом к определенной стихии.
Наконец, деление домов на падающие, кардинальные и фиксированные. Иногда можно встретить название «дома кардинального креста и т. д.». Знаки, кстати, тоже имеют такую классификацию. К домам подвижного креста относятся 12, 6, 9 дома. Кардинальными считаются 1, 10, 7 и 4. А вот те, которые оказались «зажатыми» между кардинальными и падающими, называют фиксированными. Необходимость определить тип поведения человека и определяет такие названия домов. Например, дома подвижного (мутабельного) креста, они же падающие, относятся к процессам, которые подвержены переменам, переходным состояниям объекта и субъекта, дают умение приспособиться и т. п.
Каждый дом несёт определенную информацию о внешних обстоятельствах человека в соответствующих сферах жизни и имеет своё значение. Двенадцать домов описывают всю нашу жизнь, события которые в ней происходят.
Отсчет начала гороскопа ведется от Асцендента (или 1-го дома) под горизонт, то есть против часовой стрелки. Весь круг гороскопа делится на 12 секторов – 12 домов. Выделяют четыре основные точки натальной карты – это Асцендент (1-й дом), Десцендент (7-й дом), Середина Неба (10-й дом МС) и Глубина Неба (4-й дом IC). Эти дома называются угловыми или кардинальными. Дома – 2, 5, 8, 11 – называются последующими. Дома – 3, 6, 9, 12 – называются падающими.
Каждый дом несёт определенную информацию о внешних обстоятельствах человека в соответствующих сферах жизни и имеет своё значение. Двенадцать домов описывают всю нашу жизнь, события которые в ней происходят.
Символика домов гороскопа
Символически каждый дом гороскопа соответствует определенному знаку зодиака:
1-й дом знаку Овна, 2-й Тельца, 3-й Близнецы, 4-й знаку Рака, 5-й Льва, 6-й Девы, 7-й знаку Весы, 8-й Скорпиона, 9-й Стрельца, 10-й знаку Козерога, 11-й Водолея и 12-й дом соответствует знаку Рыб. Благодаря этому дома гороскопа делятся на четыре группы, связанные со стихиями знаков Зодиака.
Группировка по стихиям
Первая группа домов образует тригон Огня – это 1-й, 5-й и 9-й дома – которые соответствуют знакам Овна, Льва и Стрельца. Люди с выраженным огнем в карте стремятся к творческой самореализации, инициативны с активной жизненной позицией.
Вторая группа домов — тригон Земли включает дома 2-й, 6-й, 10-й, которые соответствуют знакам Телец, Дева и Козерог. Их объединяет практичность, устойчивость, системность.
Третья группа – тригон Воздуха 3-й, 7-й, 11-й дома – это соответственно Близнецы, Весы и Водолей. Сильно выраженный Воздушный тригон ориентирует человека на контакты, связи, получение информации, мобильность.
И наконец, четвертая группа домов – тригон Воды – включает в себя 4-й, 8-й и 12-й дома, соответствующие знакам Рак, Скорпион и Рыбы. Этот тригон объединяет эзотерические дома, дома трансформации, разрушения, рисков и испытаний. У натива с ярко выраженной водой в карте важную роль в жизни играет его внутренний мир. Он может быть традиционалистом, рискующим человеком или одиночкой, живущим в уединении.
Деление по зонам
Двенадцать домов гороскопа делятся на так называемые три зоны:
- Первая зона включает в себя 1-й, 2-й, 3-й и 4-й дома. Это зона созидания и творческого развития человека, его личности, решение жизненных задач путем самостоятельной реализации.
- Вторая зона объединяет 5-й, 6-й, 7-й и 8-й дома. Зона сохранения и стабилизации, взаимодействия с широким кругом лиц.
- Третья зона охватывает с 9 по 12 дома. Это зона зрелости и преобразования, духовного роста, целеполагания, высоких достижений.
«Кресты» и полусферы
Также дома гороскопа классифицируются по «крестам»: кардинальный (1,4,7,10), фиксированный (2, 5, 8, 11), мутабельный (3 ,6, 9, 12). Планеты в доме определенного креста указывают на проявление поведения человека, тип его активности в сферах этого дома.
Деление гороскопа на полусферы. Меридиан МС-IC делит дома на две половины – Восточную полусферу (там, где находится Asc) и западную полусферу (там где находится Dsc). Другое деление – линией горизонта Asc-Dsc, южная полусфера (там, где находится МС) и северная полусфера ( включает IC).
Первая система представляет собой деление эклиптики на знаки зодиака (см. космограмма). В основе этого деления лежит видимое движение Солнца по небосводу за год, или годовое обращение Земли вокруг Солнца. Такое движение приводит к тому, что в разное время года вид небесной сферы для наблюдателя, производящего наблюдение из одной и той же точки на Земле, меняется, а значит, согласно мировоззрению астрологов, меняется и влияние небес на земные процессы.
Системы домов в астрологии
Гороскоп представляет собой две системы деления эклиптики на участки, наложенные одна на другую, с нанесёнными проекциями на эклиптику положений планет и небесных тел на момент составления гороскопа.
Первая система представляет собой деление эклиптики на знаки зодиака (см. космограмма). В основе этого деления лежит видимое движение Солнца по небосводу за год, или годовое обращение Земли вокруг Солнца. Такое движение приводит к тому, что в разное время года вид небесной сферы для наблюдателя, производящего наблюдение из одной и той же точки на Земле, меняется, а значит, согласно мировоззрению астрологов, меняется и влияние небес на земные процессы.
Однако к изменению вида небесной сферы ведёт не только годичное обращение Земли вокруг Солнца, но и вращение Земли вокруг собственной оси. Это вращение оказывает на картину неба заметно большее влияние, поскольку звёздный рисунок над головой наблюдателя из-за этого полностью обновляется за сутки. Значит, в течение суток меняется и влияние небес на всё происходящее на Земле. Именно эти изменения на небесной сфере и призвана отражать в гороскопе система домов.
В подавляющем большинстве случаев в основе деления эклиптики на дома лежат четыре астрономические точки, именуемые в астрологии угловыми точками, в виду того, что долгое время гороскопы изображались в виде квадратов, а углы фигур домов в них соответствовали этим точкам эклиптики. Это точки асцендента (обозначается: ASC), десцендента (DSC), середина небес (MC) и основание небес (IC).
Все остальные куспиды домов или их вершины, то есть точки начала домов, рассчитываются каким-либо образом относительно угловых точек или одной из них.
Представляет собой модификацию системы аль-Кабиси, зарекомендовала себя как самая точная из систем в предсказательной астрологии. Автором считается Вальтер Кох (1895—1970), хотя на самом деле систему изобрёл Хайнц Шпехт — он назвал её GOH или GOHS (Geburtsortshäusersystem, Häusersystem des Geburtsorts). Система была модифицирована Фридрихом Цанцингером, а Кох её пропагандировал.
Предполагалось, что эта система более тесно связана с местом, для которого строится гороскоп: отсюда и происходит название системы. Её физический смысл легко пояснить. Угловые точки в этой системе являются вершинами первого, четвёртого, седьмого и десятого дома, а куспиды промежуточных домов — это положения градуса эклиптики, в котором на момент составления гороскопа расположена угловая точка, через одну и две трети времени, необходимого данному градусу, чтобы занять место следующей угловой точки.
Геометрическое описание этого построения будет следующим. Сначала, как и в системе домов Плацидуса, сектора суточной параллели, заключённые между проекциями угловых точек, делятся на равные сектора. Однако их проекция на эклиптику осуществляется за счет кругов восхождения. Таким образом, найденные точки эклиптики восходят одновременно с точками, суточной параллели.
Была предложена итальянцем Плачидо Тити (d) (1603—1668), хотя настоящий автор неизвестен. Ряд историков считает автором системы арабского астронома Гебера (ок. 721 — ок. 815). В настоящее время является самой популярной системой в западной астрологии. Её распространению способствовало то обстоятельство, что в начале XIX веке таблицы для расчётов домов по этой системе были включены в ежегодный альманах Рафаэля.
В её основе деления эклиптики на дома лежит деление на три равные части секторов суточной параллели MC, заключённых между проекциями угловых точек на эту параллель. Проекция полученных точек на эклиптику осуществляется, как и у Региомонтана, с помощью окружностей, проходящих через точки севера и юга. При этом получается, что угловые точки гороскопа соответствуют вершинам первого, четвёртого, седьмого и десятого домов. Промежуточные же дома являются некоторым отображением суточного вращения Земли на эклиптику.
Некоторые исследователи считают, что этой системой пользовался уже Марк Манилий, описав её в поэтической форме в «Астрономиконе» (10—15 годы). Знал этот метод и Аль-Бируни (973—1048 годы), называя её системой Гермеса. Тем не менее, в качестве автора фигурирует итальянец Джованни Кампано (1220—1296 годы). В то же время Кампано не создал таблиц, по которым можно было находить куспиды домов, поэтому его система не получила широкого распространения. Таблицы для неё стали публиковаться только после 1495 года, и всё равно были мало востребованы. Отдельные поклонники Кампануса вроде Оронция Финеуса (1494—1555 годы) не делали погоды. Однако в XX веке ряд британских астрологов вновь обратились к системе, среди них Чарльз Картер, Сирил Фаган, Рой Файрбрейс, Морис Вемисс (англ. Maurice Wemyss), Дональд Брэдли (англ. Donald A. Bradley), Карл Сталь (англ. Carl W. Stahl).
В этой системе линии, секущие эклиптику, проходят через точки севера и юга, лежащие на горизонте, и через равноотстоящие друг от друга точки, расположенные в плоскости первого вертикала.
Изучая «Тетрабиблос», Иоганн Мюллер по прозвищу Региомонтан полагал, что там упоминается неравнодомная система домов. Изданные им в 1474 году астрономические таблицы (лат. Ephemerides astronomicae) были первыми, напечатанными в типографии. Поэтому его метод получил широкое распространение и вытеснил популярную на тот момент систему Алькабитиуса. Закат метода пришёлся на конец XVII века, когда астролог Джон Партридж (1644—1714 годы) переключился на систему Плацидуса.
В этой системе вновь в основу деления эклиптики на дома положено равномерное вращение небесной сферы, поэтому систему можно в некотором смысле считать исторической преемницей системы Алькабитуса. Здесь вершины домов — точки пересечения эклиптики с окружностями, проходящими через точки севера и юга и через равноотстоящие друг от друга точки, расположенные на небесном экваторе.
Метод впервые использован в гороскопе 428 года, о котором упоминал Реторий Египетский, живший в VI—VII веках. Однако автором системы считается арабский учёный X века аль-Кабиси (d) (латинизированное имя — Алькабитиус), признанный специалист по толкованию «Альмагеста». Он описал метод в книге «Введение в рассуждение о звёздах», латинский перевод её приписывают англичанину Роджеру из Херефорда (1178—1198 годы). Система Алькабитиуса набирала в Европе авторитет и в XV веке стала там доминирующей. Затем её популярность пошла на спад по мере распространения системы Региомонтана. К концу XVI века была забыта полностью.
Эту систему следует выделить среди прочих тем, что она стала своего рода предтечей такой систем как система домов Коха и представляет собой первую попытку отображения реального вращения небесной сферы в гороскопе. Это первая попытка деления эклиптики на дома не формальным геометрическим способом, а деления с учётом времени.
В этой системе сектора суточной параллели ASC, заключённые между проекциями на неё угловых точек, делятся на равные части и затем проецируются на эклиптику с помощью часовых кругов. Найденные таким образом точки на эклиптике — это точки, которые кульминируют одновременно с найденными точками суточной параллели.
Древнейшая (или даже самая древняя) из числа квадрантных систем. Авторство приписывается философу-неоплатонику Порфирию, который около 300 года написал астрологический трактат «Введение к Тетрабиблосу». В то же время высказывалось предположение, что система изобретена Оригеном (ок. 185 — ок. 254 года), который учился у Аммония Саккаса, как и учитель Порфирия философ Плотин.
В этой системе ASC принимается за куспид первого дома, противоположная асценденту точка десцендента — за куспид седьмого дома. Точка MC принимается за куспид десятого дома, а противоположная ей точка IC — за куспид четвертого. В основе деления эклиптики на дома лежит деление на три равные части секторов суточной параллели ASC, заключённых между проекциями угловых точек на эту параллель, что приводит к образованию двенадцати домов.
В экваториальной зоне отрезок, соединяющий точку ASC с точкой DSC, пересекается с отрезком, соединяющим точки MC и IC под углом близким к прямому углу, поэтому в этих широтах система Порфирия (как впрочем, и подавляющее большинство других) мало отличается от равнодомных систем: все дома имеют протяжённость близкую к 30°. Однако по мере приближения к полюсам Земли ситуация сильно меняется из-за изменения наклона плоскости эклиптики к плоскости горизонта, и дома перестают быть равными между собой.
Усовершенствованная в XVII веке система Региомонтана, работающая на любых широтах. Эклиптика делится на дома линиями, проходящими через северный и южный полюса эклиптики и равноотстоящие друг от друга точки, расположенные на небесном экваторе (как у Региомонтана). Здесь для вычисления куспидов домов не требуется знание географической широты. Иногда эту систему называют Рациональной и Универсальной системой домов.
Это пример ещё одной «экзотической» системы. Её «экзотика» заключена в том, что авторы системы предложили формулы расчёта её домов принять такими, какие они есть, не пытаясь осмыслить их физического или оккультного смысла. Они предложили полностью положиться на опыт, поскольку свою систему домов они получили, изучая соединения планет с куспидами, и добились некоторого успеха, применяя свою систему.
В очередных двух уроках мы постараемся выяснить, каким образом дома представляют в гороскопе внешние условия, позволяющие сделать видимыми зеркала нашей души.
Система домов Плацидуса; I дом; Асцендент
Дома представляют собой основные символы, используемые в толковании гороскопа. Одновременно они являются причиной многих трудностей с точки зрения астрологии. Основная идея значения дома относительно проста: в зависимости от позиции планет по отношению к горизонту нашего места рождения они по-разному влияют на нашу жизненную активность и способ восприятия в определенных областях жизни. Этот факт однозначно признается всеми специалистами. Однако на практике мы сталкиваемся с разными взглядами на систему построения домов. В нашем курсе мы не будем заниматься рассмотрением всех существующих точек зрения, а выберем систему домов Плацидуса, которая используется в астрологии чаще всего.
Люди, как существа, живущие на Земле, подвластны земным законам, которые определяют их жизнь. Астрологическое деление на дома также связано с Землей и ее законами. Поэтому значение домов всегда относится к конкретным событиям нашей жизни. Правда, иногда нам кажется, что некоторые события просто имеют место и мы не оказываем на них никакого влияния. Дома влияют на наш характер и придают нашей жизни форму. Всегда существует связь между событиями нашей жизни и нашей личностью. В этом свете астрологические дома можно было бы определить как зеркала нашей личности; внешний мир и наше непосредственное окружение выполняют функцию зеркала нашей внутренней жизни, в котором мы видим самих себя.
Это зеркало показывает нам друзей, которых мы сознательно выбираем. Наш выбор выявляет то, что мы ценим у других людей, то, что нам в них не нравится, а также то, чему мы можем у них научиться. Человек обращается внутрь себя, чтобы найти источник собственных эмоций. Дома, таким образом, представляют собой зеркала нашей души. Понимание этих взаимозависимостей может помочь нам изменить свою позицию и дать много новой информации. Человек осознает тогда, что не только он является частью своего окружения, но также и окружение представляет собой часть его. Такой взгляд на мир придает жизни новое измерение и делает ее более динамичной.
Наблюдая собственные реакции на внешний мир, мы создаем образ собственной внутренней жизни. Содержание нашего подсознания становится видимым посредством проекции.
О проекции мы говорим тогда, когда человек узнает собственные подсознательные эмоции в другом человеке, предмете или ситуации.
Когда мы грустим, все окружающее кажется нам лишенным смысла и пустым. Однако это означает не то, что наше окружение влияет на наше настроение, а то, что нами овладевает определенное чувство. Когда мы влюблены, мы видим прекрасные, позитивные черты нашего избранника, но не исключено, что он ими не обладает. Это эффект наших глубинных желаний и ожиданий по отношению к любимому человеку, которые мы на него проецируем. Если человек понимает это, он может узнать о самом себе очень многое. При этом следует понять, что проекции не являются чем-то плохим или негативным. Они выражают конкретные психические реакции, которые могут помочь человеку в познании самого себя и собственных подсознательных реакции и поведения.
Попробуйте описать ситуацию, в которой Вы проецировали свои чувства на других.
В очередных двух уроках мы постараемся выяснить, каким образом дома представляют в гороскопе внешние условия, позволяющие сделать видимыми зеркала нашей души.
Это наиболее простая система домов одна из первых получила широкое распространение в Европе. При этом, в связи с нашим исследованием возникает закономерный вопрос: почему именно эта система пришла на смену полнознаковой?
Жизнь глазами астролога.
Содержание.
# Смысл домов в астрологии.
# Системы астрологических домов.
# Полнознаковые дома.
# Системы Кампануса и Региомонтана.
# Система Плацидуса.
# Система Коха.
# Заключение.
На мой взгляд, одной из причин пристального внимания астрологов к проблеме домификации стало развитие компьютерной техники. Да, да, как ни странно это звучит, но это так. Дело в том, что, как наверное многие помнят, до наступления эпохи всеобщей компьютеризации у подавляющего числа астрологов просто не было возможности выбирать систему домов для своей работы. В продаже ходили ксерокопии таблиц «Плацидуса», которыми все и пользовались. Первые астрологические программы также не баловали астрологов разнообразием систем домов, более того, очень часто расчеты в таких программах были неверными. В результате автор этой статьи был вынужден написать в то время собственную программу для расчетов сетки домов по формулам, которые, если мне не изменяет память, были опубликованы в книге Яна Кефлера «Практическая астрология». В этой книге давались формулы домов Плацидуса и Коха. В дальнейшем стали появляться астрологические программы, поддерживающие расчеты уже большего числа домов. Так качественным прорывом в области астрологического программного обеспечения стал питерский «Skyworker». В 1993 году это была уникальная программа, написанная под новую в то время операционную систему Window 3. Ее уникальность заключалась, прежде всего, в дружественном интерфейсе, дающем возможность астрологу настраивать программу под свои нужды. Наряду со многими новшествами в ней был зашит достаточно большой набор систем домов.
Через пару лет остальные программисты подтянулись до этого уровня, и перед астрологами открылась возможность работы с различными системами домов. Так наиболее совершенная современная программа Zet8 поддерживает работу с 27 системами домов. И вот здесь астрологи и столкнулись с реальной проблемой выбора. Какая система самая лучшая? Как выбрать систему домов? Как рассчитывать сетку домов в полярных широтах? Эти и многие другие вопросы возникли именно тогда, когда новые астрологические программы предоставили в распоряжение астрологов широкий набор систем домификации. Попробуем, хотя бы частично, ответить на этот вопрос.
Смысл домов в астрологии.
Начнем изложение именно с этого вопроса, хотя подавляющее число астрологов никогда не пыталось найти ответ на него. Многие применяют астрологические дома не задумываясь, следуя «заветам» своих наставников или сложившейся традиции. При этом мало кто из астрологов задается вопросом о целесообразности использования домов вообще. Ведь, на самом деле, согласно принципу «бритвы Оккама» любую задачу необходимо стремиться наиболее простым способом. Иначе говоря, я считаю, что каждый астролог перед началом работы задать себе, по крайней мере, два вопроса: какие астрологические методы необходимы для решения конкретной задачи и умею ли я пользоваться этими методами? По моему мнению, постановка этих двух вопросов позволит сразу снять множество проблем астрологической практики. Итак, сформулируем вопрос: зачем в астрологии дома?
Если обратиться к истории астрологии, то мы увидим, что астрологические дома, как самостоятельный инструмент, появляются достаточно поздно, возможно, в V-IV веках до н. э., и появляются они в тот период развития астрологии, когда звездная наука начинает широко использоваться для анализа индивидуальных судеб людей. И действительно, в астрологии предзнаменований, наиболее древней части небесной науки, дома не применялись. Что же заставило древних ученых разработать дополнительный и достаточно сложный метод анализа? Вероятно, существовала какая-то практическая необходимость. Не изнуряя читателя длинными рассуждениями, перейдем сразу к сути дела. Дома или «места» возникли вследствие потребности составить модель индивидуальной судьбы человека!
Так, если внимательно изучить наиболее древние значения домов гороскопа, то окажется, что в качестве ключевых значений домов мы увидим весь перечень значимых сфер жизни людей того времени. 2-й дом — собственность, 3-й дом — родственники, братья и сестры, 4-й дом — родители, 5-й дом — дети, 6-й дом – болезни, несчастья, 7-й дом — брак, 8-й дом — смерть, разрушение, 10-й дом — профессия, деятельность. Итого, восемь домов символизировали основные сферы жизни человека того времени.
При этом у каждого дома имелся еще один смысл, который условно можно назвать мифологическим. Мифологический в том смысле, что каждый дом одновременно обозначал одну из сфер мифологического пространства древней цивилизации. Так 1-й дом назывался «гороскоп», что в ту эпоху означало «запас времени» или просто время, отведенное человеку на земле. Также этот дом указывал на «качество» времени человека, в том смысле, в каком в современном языке мы используем идеомы: «хорошие времена», «злые времена», «трудные времена», «счастливые времена» и т. д. 2-й дом назывался «врата Гадеса», иными словами вход в нижний мир. В мифологическом пространстве этот образ был связан с местом прихода в мир всяческого зла и страданий. Как известно, места, считавшиеся входами в подземный мир, воспринимались как наиболее опасные места, где хтонические существа могут воздействовать на людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. 3-й дом на этом уровне назывался «Богиня» или «Богиня Луны» и был связан со вторым вниманием, по терминологии Кастаньеды, т. е. считался местом контактов с различными сущностями, живущими в мире, духами стихиалей, по терминологии Андреева и различными астральными существами. 4-й дом назывался «Подземный мир» — Елисеевские поля, — в греческой мифологии. Это обитель умерших предков, которые, тем не менее, оказывают большое влияние на жизнь живущих. Они могут либо поддерживать человека, оберегать от опасностей, либо мстить за преступления против рода. 5-й дом назывался «удача» и был связан с богиней доброй судьбы, дарующей удачу. Эта богиня играла одну из ключевых ролей в жизни людей, поскольку, в конечном итоге, от ее благосклонности зависела результативность любого дела. 6-й дом назывался «неудача» и был связан с богинями злой судьбы (Эринниями в греческой мифологии). Эти богини были олицетворением проклятий, и кар богов, обрушивающихся на головы грешников. 7-й дом назывался «основание» и был связан с богами дорог, проходов и, более широко, с богами хранителями пространства. В римской мифологии таким богом был Янус, в иранской Тваштар. Иными словами, 7-й дом был связан с пространством человека и той мере, в какой 1-й дом был связан с его временем. Поэтому, в частности, с 7-м домом – местом заката, — были связаны и похороны и последний путь человека на земле. 8-й дом назывался «верхние врата» или «праздность» и был связан с различными дарами богов человеку. При этом, как известно, любой дар бессмертных таит в себе большую опасность для человека, поэтому этот дом был также связан с опасностями, подстерегающими человека. 9-й дом назывался домом Бога, и был связан с непосредственным вмешательством богов в жизнь человека, т. е. с его провиденциальной миссией на земле. 10-й дом назывался «Владыка Неба» и символизировал Верховного Бога – Вседержителя. 11-й дом назывался «Добрый дух» и был связан с положительным влиянием на жизнь человека различных обстоятельств, которые в древней мифологии связывались с влияниями различных духов и сущностей, населяющих наш мир. 12-й дом назывался «Злой дух» и символизировал злых духов, колдунов и их чары, разрушающие жизнь человека.
Таким образом, мы видим, что наиболее древняя система домов непосредственным образом связана с мифологическим пространством жизни человека. Иными словами, эта система описывает такую жизнь человека, которая наиболее тесно, непосредственным образом связана с мифологической картиной мира, в которой каждый бытовой элемент наполнен мифологическим смыслом, и где быт и миф сосуществуют в неразрывной связи. Соответственно, астрономическим отражением этой связи является полное совпадение знаков зодиака, являющихся отражением мифологических архетипов, и домов гороскопа, моделирующих сферы жизни человека.
В этой связи необходимо сказать несколько слов о тропическом и сидерическом зодиаке. Дело в том, что наиболее древним является сидерический зодиак. Именно он связан с вечными и неизменными мифологическими сюжетами. При этом знаки тропического зодиака символизируют дух эпохи, т. е. текущую форму воплощения архетипов. Поэтому использование системы полнознаковых домов вкупе с сидерическим зодиаком моделирует «застывшее время», и может применяться в консервативных цивилизациях, чей образ жизни раз и навсегда определяется традиционными правилами. Поэтому совершенно не случайным является факт использования данной системы современными индийскими астрологами. Ведь Индия является одной из таких «вечных» цивилизаций. В противоположность этому, использование тропического зодиака свойственно цивилизациям, которые эволюционируют, изменяясь в соответствии с духом времени.
Подводя итог данному разделу статьи, необходимо еще раз подчеркнуть, что дома, как один из фундаментальных элементов астрологической доктрины, появились тогда, когда перед астрологами встала задача понять индивидуальную судьбу человека, т. е. определить его взаимоотношения со всеми значимыми элементами мифологического пространства цивилизации, и смысл их использования состоит именно в этом. Иными словами, астрологические дома предназначены для того, чтобы смоделировать жизнь человека, определив его место в мифологическом пространстве цивилизации и соответствующий этому месту бытовой контент человеческого бытия.
При этом, современные астрологи, кроме традиционных индийских, обычно полностью игнорируют главный смысл домов, т. е. не проводят анализ мифологического пространства человека, а сосредотачивают свое внимание исключительно на бытовом содержании жизни клиента. Однако, такой однобокий подход чреват серьезными ошибками в работе, поскольку исключает возможность понять причины того или иного события, а также увидеть особенности бытового контента жизни обратившихся к астрологу людей, свойственные той цивилизации, к которой эти люди относятся. Конечно, подобное игнорирование одного из важнейших элементов астрологического анализа происходит вследствие отсутствия соответствующего запроса со стороны общества, где, по умолчанию, господствует материалистическая и демифологизированная парадигма. Однако, эту работу необходимо проводить хотя бы потому, что именно она, в первую очередь, способствует включению астрологии в число респектабельных и уважаемых обществом наук.
Системы астрологических домов.
После того, как мы определили смысл использования астрологических домов, можно проанализировать различные методы построения последних. Целью данного рассмотрения должно стать понимание смысла каждой отдельной системы домов, и. соответственно, ее последующего целенаправленного использования.
Полнознаковые дома.
Итак, как было сказано выше, первой системой домов были, т. н., полнознаковые дома, т. е. дома протяженность которых полностью совпадала с протяженностью зодиакальных созвездий. Смыл этой системы, как опять же было сказано выше, заключался в том, чтобы получить возможность моделировать жизнь человека в условиях непосредственного восприятия им мифологического пространства и, по сути, жизни в этом пространстве.
При этом, необходимо подчеркнуть, что эта система домов описывает жизнь человека, который воспринимает себя как Божьего раба, и его собственное участие в формировании этого мира минимально и заключается лишь в самом факте существования в этом мире. Это обстоятельство в полнознаковой системе домов символизируется так, что личность человека представлена всего лишь двумя точками – Асцендентом и Десцендентом, т. е. личность представлена наиболее простой двухчастной моделью. Эта модель отражена, например, в египетской мифологии, где простой человек имел две «души», а фараон четыре. При этом каждая из двух половинок имела собственный сигнификатор (указатель) в образе Асцендента и Десцендента (предка и потомка) соответственно. Это деление также описано Карлосом Кастаньедой, в учении которого простые люди имеют двухчастное строение личности, а нагвали (лидеры) имеют четырехчастную личность. Индийские астрологи упростили эту модель до одной части личности, в результате чего в джиотише стала использоваться модель, в которой личность представлена всего одной точкой – Асцендентом.
Все остальные показатели карты символизируют неподвластные воле человека силы судьбы, которые полностью детерминируют ситуативную канву человеческой жизни. При этом существенным отличием индийской и христианской астрологии, связанным с фундаментальным различием мировоззрений индуизма и христианства, является принципиально различная трактовка поведения личности, т. е. различный подход к трактовке свободы. Если в индийской системе личность не имеет свободы выбора и практически обречена действовать в возникающих ситуациях предопределенным образом, то в христианской системе личность человека имеет возможность свободно выбирать формы своих реакций на возникающие ситуации, т. е. личность христианина свободна в выборе событий своей жизни. При этом фатальность ситуативного контента жизни сохраняется, т. е. христианин, подобно индуисту, не может изменить своей судьбы, однако он имеет возможность по своему усмотрению выбирать формы реакций на посылаемые его судьбой ситуации — испытания. Таким образом, афоризм: «звезды склоняют, но не обязывают», — справедлив, прежде всего, для христиан, поскольку только верующие в Спасителя могут реализовать его в своей жизни.
Системы Кампануса и Региомонтана.
Рис. 1. Схема построения домов Кампануса.
(1) Описание: в этой системе Асцендент является куспидом I дома, а MC – куспидом X дома. Первый вертикал (окружность, перпендикулярная горизонту и проходящая через точки востока и запада), делится на равные дуги по 30°, начиная от точки востока, а затем полученные этим делением точки проецируются на эклиптику по окружностям домов (по большим кругам, проходящим через северную и южную точки горизонта). Данные точки на эклиптике и являются куспидами домов.
Это наиболее простая система домов одна из первых получила широкое распространение в Европе. При этом, в связи с нашим исследованием возникает закономерный вопрос: почему именно эта система пришла на смену полнознаковой?
Ответ на этот вопрос, что называется, лежит на поверхности и, очевидно, вытекает из геометрического смысла этой системы. Как следует из схемы, расположение планет в данной системе домов очень близко к их реальному положению относительно горизонта. Так планеты восходящие попадают в 1-й дом карты, а планеты кульминирующие в 10-й. Это же справедливо и для остальных домов.
В результате мы имеем распределение планет по сферам, соответствующим личному миру человека! Вот в чем кардинальное отличие системы Кампануса от полнознаковой системы домов. Если в предыдущей системе человек является лишь персонажем цивилизационного мифа, т. е. рабом Божьим в полном смысле этого слова, то в системе Кампануса, человек строит свой мир по собственному усмотрению. Здесь планеты символизируют уже не только и столько «силы судьбы», сколько различные аспекты сознания и воли человека. Вот какой смысл несет такая геометрическая проекция.
Иначе говоря, эта система отражает новое мироощущение – человек из раба Бога, т. е. раба своей судьбы «превращается» в ее «хозяина», т. е. эта система отражает мировоззрение человеко-бога, по терминологии Владимира Соловьева. Таким образом, получается, что в XIV веке в Европе подобное мировоззрение не только получило широкое распространение, но и стало реальной социальной силой – образом мыслей сильных мира сего. Согласно истории это был апогей социальной системы, которую в нашей историографии принято называть «феодализмом». В это время основная власть в обществе принадлежала практически независимым сеньеорам, владевших своими наследственными уделами – феодами, в которых они были полновластными хозяевами и организовывали жизнь людей в своих владениях по собственному усмотрению. Иначе говоря, в пределах своего феода каждый сеньор был, по сути, высшей властной инстанцией, выше которой только Бог. При этом католическая церковь была одним из могущественнейших феодалов, располагавшим собственной армией, состоявшей из монахов-воинов – членов нескольких рыцарских орденов. Соответственно, система Кампануса наилучшим образом предназначена для моделирования жизни именно независимых феодалов той эпохи, которые, очевидно, и были основными заказчиками астрологических услуг в то время.
Рис. 2. Схема построения домов Региомонтануса.
(1) Описание: в этой системе небесный экватор делится на дуги в 30°, начиная с точки востока. Через начало каждой дуги проводятся окружности домов (т. е. перпендикуляры к первому вертикалу), точки пересечения которых с эклиптикой дают куспиды.
Аналогичная система проекции имеется в системе домов Региомонтануса, которая впервые была разработана еврейским астрологом ибн Эзрой, примерно, в туже эпоху, но на столетие раньше. В отличие от предыдущей системы, как видно на рисунке, в роли основной окружности, т. е. окружности, которая подвергалась делению, выступает не первый вертикал, как в предыдущей системе, а экватор.
Таким образом, с семантической точки зрения, т. е. с точки зрения ее смысла, эта система моделировала не индивидуальный мир, единолично созданный обладателем натальной карты, но мир создаваемый человеком по некому общему коллективному шаблону, который символизируется экватором.
Из этого следует, что эта система домов будет описывать образ жизни уже не сеньора, а его подданных, т. е. свободных людей проживающих на территории феода. Ведь каждый землевладелец, в распоряжении которого есть хотя бы несколько акров земли, подобно крупному феодалу, строит свой маленький изолированный мир, с той, однако, разницей, что крестьянские «миры» будут походить друг на друга в гораздо большей степени, нежели «миры» их сеньоров. Этот тезис хорошо подтверждается архитектурой домов одних и других. В то время как крестьянские дома похожи друг на друга, каждый из замков феодалов неповторим по своей архитектуре.
В этом смысле совершенно не случайно система Региомонтана широко распространена в Великобритании, где частная собственность и тайна частной жизни являются краеугольными камнями культуры.
Система Плацидуса.
(1) Описание: в этой СД рассчитываются Асцендент и Середина Неба, а промежуточные куспиды домов определяются непосредственно на эклиптике путем нахождения тех дневных окружностей (окружностей, параллельных небесному экватору), которые пересекаются эклиптикой на 1/3 расстояния от небесного меридиана до горизонта, и на 2/3 расстояния от меридиана до горизонта в верхнем квадранте. Подобным же образом пересечения определяются в нижнем квадранте: 1/3 и 2/3 расстояния от меридиана до горизонта. Иначе говоря, куспиды системы Плачидо – это точки эклиптики, в которых отношение меридианного расстояния к полудуге равно 1/3 (куспиды III и XI домов) и 2/3 (куспиды II и XII домов). Таким образом, границы домов формируются на пересечении эклиптики с четырьмя дневными окружностями.
К сожалению, в литературе не встречается геометрического отображения системы домов Плацидуса, что связано со сложностью ее построения. В результате нельзя построить универсальную геометрическую модель системы Плацидуса, можно лишь изобразить один из ее частных случаев, поэтому читателю придется призвать свое воображение.
Итак, эта система, подобно системам Кампануса и Региомонтана, базируется на разделении одного из кругов, связанного с локальным пространством человека, однако, в отличие от системы Кампануса, делится не первый вертикал, а горизонт. Семантически это означает, что мир человека, жизнь которого описывается системой Плацидуса, в отличие от предыдущего воплощает не личность, а предназначение, высшую цель человека. Это очень существенное отличие. Система Плацидуса описывает человека, организующего свой мир в соответствии со своим высшим предназначением, человека служащего какой-то высшей идее и подчиняющего этой идее свою частную жизнь.
Так же следует отметить, что данная система символизирует человека, находящегося в согласии с обществом, т. е. гармонично сочетающего свои личные устремления и уклад жизни с целями и укладом жизни общества. Геометрически это отражается в том, что в роли ключевой окружности выступает небесный меридиан, т. е. окружность, одновременно проходящая через полюс мира, символизирующий коллективные устремления всего человечества и зенит, символизирующий личные устремления человека. Кроме этого эта гармония подчеркивается тем, что куспиды домов на эклиптике образуются дневными окружностями, т. е. окружностями параллельными экватору, т. е. символизирующие отражение коллективных общих правил в индивидуальном укладе жизни человека. В результате система Плацидуса символизирует идеальную гармонию и взаимодействие личности и общества.
Из этого следует очень важный вывод: данная система домов применима только в цивилизациях с развитой социальной сферой, в которых каждому члену общества предоставляется возможность, с одной стороны, всесторонне развить свои таланты, а, с другой, направить их реализацию на благо общества. В современном мире такие условия существуют, в первую очередь, в европейских странах, поэтому данная система домов будет работать, в первую очередь, именно там. Такие условия отчасти существовали в СССР в короткий период «перестройки», т. е. с 1985 по 1989 годы, когда идеологическое давление государства на общество прекратилось, а экономическое еще не началось. При этом надо отдавать себе ясный отчет в том, что в современной России таких условий не существует сейчас, и они не смогут сложиться в ближайшее время. Поэтому в настоящее время данная система домов для россиян не актуальна.
Кстати, широкое распространение этой системы в России, в частности, связано с тем, что куспиды топоцентрической системы очень близки к куспидам домов Плацидуса, поэтому начинающие астрологи просто не могут отличить одну систему от другой. Хотя, на самом деле, работает именно топоцентрика. По крайней мере, к этому выводу пришли несколько из моих знакомых профессиональных астрологов, и он (вывод) подтверждается также сравнительным анализом геометрических схем обоих систем домов.
Система Коха.
Рис. 3. Схема построения домов Коха.
(1) Описание: Промежуточные куспиды домов определяются следующим образом. Часть дневной окружности MC, находящаяся в 4-м квадранте (от MC до горизонта), делится на три равные части; часть дневной окружности IC, находящаяся в 1-м квадранте (от горизонта до IC), также делится на три равные части. Затем полученные точки проецируются на эклиптику посредством кругов восхождения (больших кругов, направленных по касательной к дневным окружностям, проходящим через северную или южную точку горизонта). Куспиды в остальных двух квадрантах будут расположены точно напротив (в 3-м квадранте – напротив куспидов 1-го, во 2-м – напротив куспидов 4-го).
Эта система, подобно системе домов Плацидуса, также символизирует взаимодействие человека и общества. Однако, при этом существует разница в характере интеграции личности в социум. Так главным отличием является то, что в данной системе домов, как показано на рис. 3, делится одна из дневных окружностей, т. е. основу жизни такого человека составляют не личные интересы, а интересы общества, тогда как в системе Плацидуса, мы наблюдаем обратную картину. Однако, интеграция личности, описываемой системой домов Коха, в общество происходит достаточно гармонично, поскольку куспиды домов отсекаются кругами восхождений, связанных с горизонтом человека, посредством дневной окружности.
Тут следует сказать, что круги восхождений также используются и в другой современной системе домов – топоцентрической. Поскольку семантически круги восхождений связаны с автономным существованием человека внутри какой-то системы, то можно констатировать, что широкое распространение систем, построенных с их использованием, говорит о том, что в современном мире постоянно растет число людей, во-первых, существующих за счет социума, а, во-вторых, не реализующих своего личного предназначения. Появление подобной категории людей является закономерный следствием развития общества потребления, в котором главной целью является постоянный рост уровня этого самого потребления.
Таким образом, очевидно, что эта система более универсальна, нежели предыдущая и работает во многих странах современного мира. В частности, в современной России эта система будет хорошо описывать жизнь государственных служащих и связанных с ними коммерсантов.
Заключение.
В заключении я бы хотел, на базе проведенного анализа, высказать свое мнение относительно того, какие системы домов наилучшим образом описывают жизнь современных россиян, и, соответственно, могут использоваться в отечественной астрологической практике.
Как известно, современное российское общество расколото на две неравные части. Во-первых, это элита, включающая в себя государственных служащих среднего и высшего звена, а так же связанных с ними коммерсантов. Во-вторых, это весь остальной народ.
На мой взгляд, наиболее адекватной системой домов, описывающих жизнь представителей элиты, будут дома Коха, поскольку все члены современной российской элиты являются членами узкой группы, потребляющей большую часть социальных благ нашей страны, и видящих главную цель своей жизни в сохранении своего положения. При этом жизнь чиновников низшего звена, а также обслуживающего персонала элиты, т. е. «стражи» по терминологии Платона, очевидно, будет хорошо описываться топоцентрической системой домов.
Наряду с этим большая часть россиян, подобно членам древних цивилизаций, живет в жестких условиях постоянной борьбы за выживание. При этом к этой категории относятся не только беднейшие слои общества, но и предприниматели, которые занимаются реальным бизнесом в условиях конкурентной среды, а не «освоением»/ «отмыванием» бюджетных денег. Деятельность этих бизнесменов также сопряжена с большими опасностями, поскольку они вынуждены постоянно рисковать своим состоянием для того, чтобы выжить. А поскольку жизнь человека, находящегося в состоянии постоянной борьбы за свою жизнь, описывается полнознаковой системой домов, то, я считаю, что именно эта система наиболее подходит для описания жизни подавляющего большинства современных россиян.
Сергей Евтушенко
23 октября 2007 года
в) плоскость, на которую производится проекция (где получаются куспиды), — она поможет выяснить, на каком уровне проявления нас интересует воплощение этого принципа;
Системы домов гороскопа, системы домификации, системы домов
В узком смысле: методы разделения плоскости эклиптики на секторы (дома гороскопа) для отображения суточного вращения Земли; деление плоскости эклиптики производится на основе опорных точек Асцендента / Десцендента и (или) Середины Неба / Imum Coeli. Системы домов гороскопа — одно из ключевых понятий астрологии.
В более широком смысле под системами домов подразумеваются методы разделения плоскости эклиптики на астрологически значимые секторы, расположение которых (в системе координат тропического Зодиака или сидерического Зодиака) меняется со временем. В некоторых системах астрологии по аналогии с эклиптическими с-мами домов используются системы разделения плоскостей других больших кругов небесной сферы (например, см. Горизонтальная система координат). Системы домов гороскопа классифицируются по следующим основаниям:
1. Количество домов гороскопа. Подавляющее большинство используемых в современной астрологии с-м домов является 12-домными, хотя возможно разделение гороскопа на 4, 8, 10, 13, 14, 16, 24, 27, 28 и др. количество домов (см., в частности, Октопос, Октатоп).
2. Принцип разделения на дома.
а) Непосредственное разделение эклиптики на дома, начиная от какой-либо точки эклиптики (к этому типу относятся все системы равных домов).
б) Разделение пространства между несколькими определёнными точками эклиптики (обычно — ASC и MC) на пропорциональные (в т. ч. равные) части (например, с-ма домов Порфирия, с-ма домов Брахмагупты, естественная система домов Эванса, система естественных часов ).
в) Куспиды домов получаются пересечением с эклиптикой других кругов небесной сферы (с-ма домов Плацидуса).
г) Деление других кругов небесной сферы и проекция границ полученных секторов на эклиптику (с-ма домов Региомонтана, Кампануса, Алькабициуса, Моринуса и др.). С-мы домов этого типа подразделяются на две группы: натуральные с-мы домов, где круг, делящийся на 12 частей, является большим кругом небесной сферы (с-мы домов Кампануса, Региомонтана, горизонтальная, меридианная, Моринуса), и искусственные с-мы домов (системы Алькабициуса, Коха, топоцентрическая).
а) Наличие центральной симметрии. Системы домов гороскопа, в которых куспиды противолежащих домов находятся в точной оппозиции (подавляющее большинство использующихся с-м домов)
б) Наличие осевой симметрии. Системы домов гороскопа, в которых две точки, находящиеся в точной оппозиции, являются осью симметрии для куспидов домов (зеркальные системы домов).
в) Отсутствие симметрии в расположении куспидов домов (неосевая система домов, система домов естественных часов).
а) Система домов, в которых необходим учёт географических координат места рождения (события) и точного времени. Эти системы делятся на с-мы домов, в которых необходим учёт географической широты, и с-мы домов, использующие только географическую долготу (системы Моринуса, Зариэля, равных домов от MC, меридианная система домов).
б) Системы домов гороскопа, в которых координаты места не требуются (например, натуральная система домов Подводного, системы равных домов от Солнца, Луны и т. п.).
в) Системы домов гороскопа, в которых точное время рождения не является необходимым (системы, ведущие отсчёт от зодиакального знака какой-либо планеты, например, см. Чандра лагна). К этой группе можно (с достаточной степенью условности) отнести также систему геодезических эквивалентов.
5. Точка отсчёта. Помимо квадрантных систем, в которых в качестве основных точек отсчёта служат и ASC, и MC, существуют системы, в которых дома откладывают от ASC, от MC, от Колеса Фортуны, Солнца, Луны, других планет, мидпойнтов, от куспида какого-либо знака Зодиака и др.
В некоторых источниках используется классификация с-м домов по трём основным методам деления небесной сферы: эклиптическому, пространственному и временному. По этой классификации, к эклиптическому типу относятся системы, в которых производится непосредственное деление эклиптики, начиная от некоторой начальной точки; к пространственному — системы с опосредованным разделением эклиптики; к временному — системы, в которых производится деление звёздного времени. Однако такая классификация представляется не совсем корректной, поскольку деление звёздного времени можно представить и как пространственное разделение небесного экватора, а отграничение эклиптического метода от пространственных достаточно условно.
В нижеследующей таблице приведены данные о 37 с-мах домов. Однако следует учитывать, что реально существует гораздо большее их количество (в т. ч. множество систем равных домов, отсчитывающихся от различных планет и др. точек гороскопа; множество зеркальных систем домов и т. д.).
Система домов | Плоскость деления | Секторы | Точка отсчёта | Проекция |
Алькабициуса (склонения) | дневная окружность Асцендента | Трисекция полудуги | ASC, пересечения с меридианом | часовые круги |
Алькабициуса (полудуг) | дневная окружность Асцендента | Трисекция полудуги | ASC, пересечения с меридианом | Вертикальные круги |
Алькабициуса (классическая) | дневная окружность Асцендента | Трисекция полудуги | ASC — 5°, меридиан — 5° | часовые круги |
Арктуровская | горизонт | 30 | точка востока | круги долготы |
Атла | эклиптика | 30 | Колесо Фортуны | — |
Брахмагупты | эклиптика | Трисекция квадранта | «ASC» Брахмагупты, МС | — |
Горизонтальная | горизонт | 30 | точка востока | Вертикальные круги |
Естественная (Эванса) | эклиптика | пропорц. | ASC, МС | — |
Естественных часов | эклиптика | дуга планетн. часа | ASC | — |
Земной гороскоп | эклиптика | 30 | 0° Веcов | — |
Зеркальная (Левицкого) | эклиптика | Симметрия отн. МС | восточная полусфера Плацидуса | — |
Знак — Дом | эклиптика | 30 | 0° знака ASC | — |
Индийская равнодомная | эклиптика | 30 | ASC — 15° | — |
Кампануса | первый вертикал | 30 | точка востока | окружности домов |
Коха (места рождения) | дневные окружности МС и IC | Трисекция полудуги | пересечения с горизонтом и меридианом | круги восхождения |
Лунный гороскоп | эклиптика | 30 | Луна + 90° | — |
Моринуса | небесный экватор | 30 | МС + 90° | круги долготы |
Натуральная (Подводного) | эклиптика | 30 | «ASC» по гражданск. времени | — |
Неосевая | эклиптика | 2ч ST | ASC | — |
Октатоп | эклиптика | 45 | ASC — 22°30′ | — |
Октопос | первый вертикал | 45 | точка запада | окружности домов |
Осевого вращения | небесный экватор | 30 | точка востока | часовые круги |
Плацидуса | эклиптика | пересеч. с дневными кругами | ASC, МС | — |
Порфирия | эклиптика | Трисекция квадранта | ASC, МС | — |
Равнодомная от Асцендента | эклиптика | 30 | Асцендент | — |
Равнодомная от знака Луны | эклиптика | 30 | 0° знака Луны | — |
Равнодомная от знака Солнца | эклиптика | 30 | 0° знака Солнца | — |
Равнодомная от кармического ASC | эклиптика | 30 | Солнце/ Луна или Луна/ Солнце | — |
Равнодомная от Луны | эклиптика | 30 | Луна | — |
Равнодомная от МС | эклиптика | 30 | МС + 90° | — |
Равнодомная от Солнца | эклиптика | 30 | Солнце | — |
Равнодомная от точки Овна | эклиптика | 30 | 0° Овна | — |
Региомонтана | небесный экватор | 30 | точка востока | окружности домов |
Солнечный гороскоп | эклиптика | 30 | Солнце — 90° | — |
Топоцентрическая | небесный экватор | 30 | точка востока | круги восхождения для «полюсов» |
Топоцентрическая (вариант Марра) | небесный экватор | 45 | точка востока | круги восхождения для «полюсов» |
Узловой гороскоп | эклиптика | 30 | Раху | — |
Большинство астрологов используют обычно лишь какую-то одну из с-м домов, мотивируя это её хорошей результативностью, и не стремятся к изучению достоинств других систем. Часто выбор с-мы домов определяется её популярностью, а также доступностью таблиц домов. Очевидно, что именно по этой последней причине большинство астрологов в нашей стране используют систему Плацидуса. Часть астрологов используют две-три системы домов (например, систему Плацидуса, а на высоких широтах — систему равных домов от MC), мотивируя обычно выбор той или иной системы её работоспособностью при данных условиях. Меньшая часть астрологов работает с несколькими с-ми домов, используя ту или иную систему в зависимости от конкретной задачи, т. к. они считают, что разные системы дают информацию о разных срезах жизни. Обобщённой теории, охватывающей значения и применение всех разработанных с-м домов, до сих пор не существует, хотя отдельные исследователи предпринимают шаги в этом направлении. Среди них следует отметить Э. Б.Донат, которая эмпирическим путём пришла к выводу о возможности параллельного использования десятка основных с-м домов. Эта исследовательница считает, что «можно рассматривать различные гороскопы как здания, которые предназначены для разных дел. Одно будет посвящено жилью и отдыху, в то время как другое — предназначено для эффективной работы, а третье воздвигнуто для молитв или удовольствий. Определите, что вам нужно, а затем постройте дом, в котором можно найти ответы на эти вопросы». После того, как гороскоп проанализирован в соответствии с одной или несколькими с-ми домов, эти данные могут быть объединены. Э. Б.Донат указывает, что если в вариантах гороскопа человека, построенных по основным с-мам домов (Плацидуса, Коха, Региомонтана, Кампануса, равных домов от ASC, равных домов от MC, Порфирия и Осевого вращения), большинство планет попадает в одни и те же дома, то человек постоянен в своей карьере и взаимоотношениях с людьми; если большинство планет меняют свой дом в зависимости от выбора с-мы домов, то человек работает во многих разнообразных областях знаний и придерживается различных идей, порой непредсказуем в своих проявлениях, при этом обычно оставаясь честным — просто он в разные времена действует, исходя из разных предпосылок. Э. Б.Донат отмечает, что эта кажущаяся двойственность поведения будет продолжаться до тех пор, пока все аспекты личности не будут объединены за счёт синтеза всех положений планет. Таким образом, планета, остающаяся во всех основных с-мах домов в одном доме, проявляется достаточно чётко и однозначно; если же она меняет дом, то возможны особенные нюансы, часто неочевидные для окружающих. При этом Донат предупреждает, что каждая с-ма домов или методика является законченной сама по себе, поэтому не следует добавлять в неё элементы другой, иначе могут произойти серьёзные ошибки.
Б. Израителем (Айзин С., Израитель Б. Сколько у человека натальных карт. // Российский астрологический журнал. — 1991. — №1) была предложена другая методика использования различных с-м домов. Эти исследователи выявили, что различные с-мы домов на данной карте одинаково «работоспособны» в случае, если они разнесены во времени: соответствующие пяти с-мам домов моменты времени имели среднестатистический разброс в 5 мин. (от 3 до 24 мин.). В своей работе Израитель и Айзин опробовали оригинальную методику ректификации: предполагается, что каждая планета задаёт волну 360-й гармоники, и MC должен совпасть с узлом этой волны (т. е., между положениями планеты и MC в натальной карте должно быть целое число градусов). Интуитивно-эмпирически были получены соответствия между с-ми домов и планетами: Плацидус — Луна, Кампанус — Меркурий, Кох — Марс, Региомонтан — Юпитер, топоцентрическая — Сатурн. В каждом конкретном случае последовательность моментов рождения, соответствуцющих с-м домов, видимо, может быть различной. Натальные карты с преобладанием женских элементов (интраверсия) в качестве ведущего момента при ректификации дают момент «Плацидус — Луна»; а с преобладанием мужских элементов (экстраверсии) — «Кох — Марс». Смешанные карты дают момент «Кампанус — Меркурий». Соответственно, астрологам с сильной Луной указанные авторы рекомендуют работать с системой Плацидуса, с сильным Марсом — с системой Коха. Т. о. в каждом отдельном случае выделяется «основная» натальная карта и ряд «побочных».
Д. Куталёв выдвинул гипотезу о возможности единого подхода к интерпретации с-м домов. Он считает, что при их интерпретации основное значение имеют следующие моменты:
а) плоскость деления — она покажет основной принцип, символизируемый данной системой домов;
б) плоскость, перпендикулярная окружностям, по которым ведётся проекция (если это естественная проекционная система), — она даст понять, посредством чего этот принцип воплощается;
в) плоскость, на которую производится проекция (где получаются куспиды), — она поможет выяснить, на каком уровне проявления нас интересует воплощение этого принципа;
г) точка, от которой начинается деление, — она откроет нам, отсчитывая от чего, отталкиваясь от чего, этот принцип реализуется.
Куталёв, как и Донат, считает, что каждая с-ма домов даёт свой, отличный от других систем срез информации и что после анализа гороскопа в различных с-мах домов можно синтезировать полученные сведения различными способами. Однако, в отличие от Донат, Куталёв указывает, что базовой системой при интерпретации может стать практически любая из десятков известных с-м домов, в зависимости от типа изучаемого события и от нюансов, интересующих астролога в этом событии. Данный исследователь подчёркивает, что нет нужды строить каждый гороскоп во всех известных с-мах домов и затем теряться в обилии полученных данных. Для «экспресс-анализа» можно рассчитать карту лишь в одной с-ме домов. Однако когда мы проводим серьёзное астрологическое исследование, «подсказка» со стороны других систем может быть весьма ценной. Куталёв предложил следующие ключевые принципы интерпретации с-м домов:
Нужно выбрать одну-две, максимум три системы, которые наиболее рельефно покажут то, что нас интересует, а затем, если необходимо дополнительно осветить какой-то вопрос, использовать ещё несколько систем.
Отличия в значениях с-м домов не так важны, когда в гороскопах, построенных по разным системам, планеты остаются в одних и тех же домах. Расчёт карты в разных с-мах домов в таких случаях окажется совершенно излишним. Однако когда планеты меняют дом в зависимости от выбранной системы, умение проинтерпретировать разные с-мы домов становится очень важным. Игнорировать переход значимой планеты из дома в дом нельзя.
Имеет большое значение, когда куспиды домов смещаются в другие зодиакальные знаки — ведь меняются управители домов!
Среди систем со сходным значением акцентируется та, в которой одна или несколько планет оказываются на куспидах домов.